Найти тему
Мастер Marx

Расхождения в терминах в саунд-продакшене

Микшерный пульт
Микшерный пульт

Расхождения в терминах в звукорежиссуре происходит по 3-м причинам:

  1. Когда в программе-секвенсоре одно и тоже название встречается в разных местах.
  2. Перевод с английского содержит несколько значений с разным толкованием одного и того же слова.
  3. Правильный перевод слова с английского, но не всегда правильное его употребление.

Давайте разбираться.

1. Повторение названий. В виртуальных студиях независимо от того, объединены секвенсор и плейлист в одно окно (Cubase, Sonar, Reaper) или нет (FL Studio), многозначность терминов встречается только в микшере. В секвенсоре составная часть – это «канал», в плейлисте составная часть – «трек» (дорожка). В микшере же составная часть – это и канал, и дорожка, и модуль, и шина. Как лучше всё это не путать? Например, чаще употреблять «модуль/шина», чем «канал/трек». Как минимум сразу будет ясно, что речь о микшере.

2. Расхождение, связанное с англо-русским переводом.

Когда программа-переводчик переводит mixing – как «микширование», «сведение», то это требует некоторого пояснения. Потому что микширование – это работа с микшером, а «сведение» - это не только работа с микшером:

Когда мы работаем в плейлисте, то наш материал может носить 2 типа формата записи:

  • только MIDI-данные и семплы.
  • кроме MIDI и семплов есть еще аудиодорожка(и) с записанным живьем: вокалом, электрогитарой, пиано.

В 1-м случае сводить нам нечего, максимум что необходимо, это в пиано-ролле применить квантизацию к нотам.

Во 2-м случае у нас в композиции появилось аудио, спетое, сыгранное человеком в живую. Человек не робот. Он не всегда при записи попадает в такт (по горизонтали) и в тон (по вертикали). И вот тогда вам, как мастеру, предстоит в плейлисте убрать все эти недостатки. Это и называется – «сведением». Таким образом сведение в плейлисте - это синхронизация аудиодорожки с остальной частью микса. А сведение в микшере - это по сути сведение сигналов.

3. Неверное употребление слова. Откуда в наш обиход пришло слово «трек»? В 90-х когда музыку записывали на CD, каждая композиция в процессе записи именовалась как «дорожка» (по англ. «трек»). Позднее этот термин распространился и на всю звукорежиссуру. Но не надо путать трек на компакт-диске и в виртуальной студии. Трек на CD – это вся песня, а трек в студии – это 1 дорожка плейлиста. Поэтому, когда вы говорите «я написал трек», то с точки зрения обывателя все норм, а с точки зрения профессионала правильно: «я написал композицию (микс), песню (сонг)».

Теперь что такое «миксдаун» и «рендеринг»?

Это название одного и того же процесса в разных секвенсорах. Миксдаун – это в студиях Cakewalk – сброс всех дорожек плейлиста в одну аудиодорожку. Рендеринг – вывод всех дорожек плейлиста в один аудио файл в FL Studio.

На этом все, думаю разобрались. Задавайте интересующие Вас вопросы в комментариях ниже. Ответом на любой из них может оказаться новая статья.