Для людей, которые с деменцией знакомы понаслышке, она означает "бабушка чудит, бывает, все мы в старости такими будем". Когда эти люди вдруг узнают, что милая чудаковатая старушка стоит на учëте в психдиспансере, имеет первую группу инвалидности по психиатрии и что деменция - это вообще епархия психиатрии, они бывают удивлены.
От такой непросвещенности люди весьма своеобразно реагируют на дементных на улице, в учреждениях и весьма неловко пытаются помочь, ещё сильнее осложняя жизнь нам, ухаживающим.
В соцсетях, в профильных группах о деменции, я часто от врачей и ухаживающих слышу, что народ надо образовывать: рассказывать людям о деменции с тем, чтобы они адекватно реагировали и помогали, когда сталкиваются с дементными больными.
Знаете, я не сторонница такого просвещения. Сейчас информационный передоз, люди забиты разными сведениями, поэтому грузить их тем, что к ним не имеет отношения, не стоит. А то с такой логикой можно начать проводить ликбез и по ДЦП, и по менингиту, и по обращению с ментальными детьми и т. д. Мне, например, это нафиг сдалось: своих проблем выше крыши. Думаю, людям, далёким от деменции, тоже не до деменции.
Но все-таки вот эта людская неосведомлённость осложняет жизнь ухаживающим. Буду говорить о себе. Для наглядности - несколько примеров.
Я не раз возила маму в поликлинику. Естественно, не на автобусе. На такси. Всегда это муторно, напряжно, беспокойно, начиная от одевания и заканчивая волнением, удастся ли сделать банальное УЗИ. Отдельным пунктом идёт геморрой под названием "посадка в такси".
Мама не понимает, как туда залазить, волнуется, что её куда-то "завезут", в голове у неё стоит, что ей надо "домой, а не в твой лес". Я пыхчу над ней, запихивая маме ноги в машину, потом двигаю её на сиденье, устраиваю там, попутно бормоча что-то успокаивающее - не столько словами, сколько утешающей интонацией.
Что-либо объяснять маме, руководить, как садиться, куда ставить ноги, рассказывать, что мы едем в больницу, бессмысленно. То же самое как рассказывать это табуретке. Поэтому я без всяких объяснений споро и сосредоточенно делаю своё дело, преодолевая мамино сопротивление и не реагируя на её возмущение "что делается! где жандармы? Вася (мой покойный папа), помоги, меня бьют!". Возмущается она не особо крикливо, но ощутимо слышно для тех, кто оказывается поблизости.
Люди начинали на нас подозрительно поглядывать, принимались меня увещевать: "Как вам не стыдно... можно же спокойно объяснить человеку... что вы её так грубо заталкиваете... как вы к старому человеку относитесь - сами же такой будете... куда вы её везёте? НЕ БЕЙТЕ БАБУШКУ!" Сколько раз за годы своего ухода я это слышала - "не бейте бабушку"!.. 😥
Первые несколько раз мне было стыдно и неловко, и я пускалась в объяснения, оправдывалась. Потом перестала тратить на объяснения время и силы - они мне нужны, сосредотачивалась на том, чтобы быстро и хорошо усадить маму в такси.
Другой пример. Приехали с мамой на МРТ в онкоцентр. Сидим ждём вызова. Нас вызывают. Я маму поднимаю со стула - она ни в какую. За много лет алгоритм действий в подобных ситуациях мной отработан, я знаю, что маму надо просто резко и аккуратно поднять - сделать несколько попыток, потом подпихнуть в нужном направлении, и она пойдёт за мной и со мной. Но сначала, конечно, повозмущается, куда ж без этого дементного взбрыка.
Сидящие рядом со мной женщины начали маме ласково объяснять, что вас сейчас полечат, не надо бояться, это не больно, потом поедете домой. Мама на них ноль внимания, даже глазом не повела. Я коротко сказала, что у мамы деменция, и продолжила маму поднимать, ещё и ещё раз. Женщины не унимались.
"Да подождите вы, что вы её дергаете, она боится, не понимает, что это за процедура - МРТ, ей надо объяснить, что это не больно. Можно позвать медсестру: медсестры знают, как с такими больными обращаться".
Ага, знают, как же. 😬 Врачи, и те не в курсе, за исключением, может быть, невролога. Поэтому я молча делаю своё дело, никаких сестёр не зову, никого не слушаю. Но по нервам это людское участие, конечно, бьёт: мне надо преодолевать дементное сопротивление, я беспокоюсь, чтобы обследование состоялось, и тут ещё эта "забота" вокруг нас с мамой - мозг кипит.
Но бывают случаи другие, и забота другая - деятельная, быстрая, полезная, облегчающая, от которой благодарность на сердце, которая надолго запоминается.
Водила я как-то маму на УЗИ вен ног. Всё сделали, мама на УЗИ вела себя хорошо. Я её усадила в коридоре, стала одевать, сама расслабилась от того, что всё хорошо складывается. Дааа, рано я в нирвану ушла. 😥 Прибыло наше такси, а я не могу маму со стула поднять.
Все способы и фишки испытала - безрезультатно. Мама уцепилась в ручки кресла и держится крепко, фиг оторвешь. Вообще у дементных, даже у божьих старушек, в руках появляется дьявольская сила.
Такси ждёт, водитель звонит, я вся в мыле, не знаю, что делать. Тут из кабинета вышла девушка, пациентка. Стала недалеко от нас одеваться. Я продолжаю тянуть маму. Девушка подошла: "Давайте я вам помогу, вдвоём проще будет". Девушка совсем молоденькая, лет 18. Я думала, обычная милая девчушка, воспитанная и вежливая, решила помочь немощной старушке.
А оказалось, девчушка к своим 18 годам имеет 6-летний стаж ухода за дементной бабушкой, прекрасно знает выверты этих больных. Без всяких сентиментальностей, жалостливых причитаний и уговоров мы в четыре крепкие (!) руки сняли маму с насеста и бодро дотолкали-довели до такси. Душевно попрощались. Прошло больше года, а я помню эту девушку, эту помощь - такую нужную, правильную, вовремя, быструю. Очень благодарна.
Сама тоже стараюсь помогать инвалидам, ухаживающим с дементниками - на улице, в поликлиниках, в учреждениях, без говорильни, с умом, деятельно. И получаю отклик прямо до слез. И радуюсь, что я кому-то немного облегчила жизнь, потому что по себе знаю, что это "немного" на самом деле много.