Новое напоминание о взаимопереплетении сюжетов в христианстве и исламе. Появились сообщения, что строящийся исламский центр в Грозном предполагается назвать в честь пророка Мусы. А пророк Муса в исламе отождествляется с библейским Моисеем.
И пророк Муса считается одним из величайших посланников Аллаха.
Я уже упоминал о Моисее в исламской версии - как он помог пророку Мухаммеду договориться с Аллахом о числе ежедневных молитв для мусульман, когда Аллах объявил число: пятьдесят раз в сутки. Мухаммед очень расстроился, потому что понимал, что столько молитв непосильно для человека - но тут встретившийся ему Моисей посоветовал пророку обратиться к Аллаху с просьбой уменьшить число молитв. И Моисей уговорил Мухаммеда обращаться к Аллаху снова и снова - пока они не договорились о пяти молитвах в сутки.
Моисей почитается в исламе и как пророк, и как посланник Всевышнего — то есть, как человек, которому было дано божественное Писание и откровение от Всевышнего с особенными законами и повелениями. В исламской традиции он также упоминается среди пророков, которых Мухаммед встречает во время своего вознесения на небеса.
Но Муса-Моисей – лишь один из многих примеров того, как одни и те же персонажи фигурируют и в Библии, и в Коране. Вот, например, Ирод - он тоже появляется в Коране.
Ирод появляется в сюжете, который примерно повторяет библейскую историю об Иоанне Крестителе. В Коране это - пророк Яхья ибн Закарийя. В исламском сюжете о нем рассказывается, что поначалу иудейский царь Ирод хорошо относился к Яхье, но все это закончилось, когда Яхья отказался признавать брак Ирода со своей родственницей. Пророка казнили - ему отсекли голову. В мусульманской традиции считается, что голова пророка Яхьи была захоронена в Омейядской мечети Дамаска.
И, пожалуй, самый яркий пример близости многих понятий в христианстве и исламе - это образ Иисуса. В мусульманских текстах много говорится об Иисусе. В арабском варианте его имя звучит как Иса аль-Масих (то есть Мессия) и пророк Иса (Иисус) фигурирует в 93 местах в Коране, чаще, чем любой другой пророк, за исключением Мухаммеда.
Мусульмане тоже рассказывали, что Христос родился чудесным образом от Девы Марии:
«Вот сказали ангелы: “О, Мария! Вот, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которого Мессия Иисус, сын Марии, славный в ближнем и последнем мире».
И мусульмане придерживаются версии, что враги Иисуса хотели распять его, но по ошибке распяли другого человека, а Аллах взял Иисуса к себе на небо. Перед концом мира он явится второй раз и разгромит предводителя мирового зла (что-то вроде Антихриста в христианской эсхатологии).
Христианские мотивы присутствовали в текстах на Востоке - и параллельно наблюдалось обратное явление. Восточные мотивы использовались в творчестве средневековых мастеров, в том числе и в различных вариантах как раз образа Иисуса.
Например, в Риме в одной из средневековых базилик можно увидеть довольно необычное изображение Иисуса: он держит в руках не привычный крест, а волшебную палочку – как какой-нибудь восточный маг.
А в соцсетях на одном из форумов, где упоминалось это изображение в римской базилике, у кого-то эта волшебная палочка вызвала ассоциации с образом директора Школы Чародейства и волшебства Хогвартс Северуса Снейпа с его магической палочкой. Ох уж эти блогеры, которые готовы шутить над чем угодно…
Впрочем, Иисус с волшебной палочкой в римской базилике - это лишь одно из необычных избражений, которые оставили нам средневековье мастера. В церковной практике той эпохи была придумана масса разных непривычных для нас образов Иисуса.
Например, в многочисленных апокрифических историях о детстве Иисуса описывалось, как он активно занимался домашним хозяйством - и вот иллюстрации к этим апокрифам изображали, как Иисус в детстве готовил еду, разжигал очаг, подавал обед на стол и занимался другими делами на кухне.
И вот картинка из английской рукописи Библии XIV века - маленький Иисус раздувает огонь под горшком с кашей.
Если понравилась статья - поставьте лайк и расскажите о ней друзьям в социальных сетях.