Чем старше мы становимся, тем сложнее осваивать что-то новое. Из-за замедления скорости обработки информации, снижения подвижности интеллекта или особенностей восприятия, новые навыки могут даваться сложнее. С другой стороны, у взрослых студентов есть и преимущества - например, гораздо более развита способность к анализу, дисциплине, и мотивация находится на гораздо более высоком уровне!
Как я захотела играть африканских барабанах...
Избежав каким-то чудом занятий в музыкальной школе в детстве, уже во взрослом возрасте, я загорелась идеей научиться играть на джембе. Особенно привлекательным мне казалось то, что освоить этот инструмент можно, не зная толком нотной грамоты.
Джембе – это традиционный африканский барабан, пожалуй, самый популярный этнический инструмент, который сейчас используется в великом множестве музыкальных коллективов. Джембе имеет форму кубка (полую внутри), на одной стороне которого закреплена мембрана из натуральной кожи при помощи системы веревок и узлов.
Играют на джембе двумя руками, и основных звука всего три: низкий удар (бас), высокий (тон) и шлепок-звонкий (слэп), и я была уверена, что смогу освоить эту нехитрую последовательность, ведь
"Нет ничего невозможного... для человека с интеллектом"!
...и что из этого вышло
На практике всё вышло не так. Преподаватель в школе обучения для взрослых был из "идейных" и заставлял меня осваивать ноты. В общем, подошел к вопросу со всей серьёзностью. Кстати, если не слышали, как звучит джембе, и как на нём играют, посмотрите короткое видео:
А я-то хотела всего лишь поставить технику удара, чтобы не отбить напрочь ладони (а это несложно!), и дубасить как заяц Топотун в свое удовольствие! Мне хотелось африканских зажигательных ритмов, а не играть в музыкальном ансамбле!
В общем, по истечении 10 занятий желание дальше учиться было напрочь отбито...
Как не повторять моих ошибок?
Отбросив мысли о собственной бездарности, отсутствии чувства ритма и слуха, я проанализировала основные ошибки (свои и преподавателя) в освоении навыка игры. Разумеется, не без помощи умной литературы...
Хочу поделиться с вами основными закономерностями, которых ВАЖНО придерживаться, чтобы добиться результатов в любом обучении человека (или животного).
Основные правила обучения
1. Повышайте критерий небольшими градациями, то есть не надо пытаться выучить сразу и всё. Как и в любой деятельности, важно постепенное нарастание нагрузки. Вы же не хватаетесь за гирю весом 36 кг на первом занятии в зале?
2. Отрабатывайте какой-то один навык. Например, посвятите занятие отработке технике удара, а следующее - отработке скорости. Не всё сразу!
3. Прежде чем увеличивать или повышать любой параметр, тренер или педагог должен подкреплять текущий уровень навыков. Это и про похвалу, и про подбадривание. Как известно из работ И.П. Павлова и когнитивно-поведенческой терапии, отсутствие подкрепления сродни наказанию!
4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые. То есть не нужно акцентировать внимание на плохой технике ученика, если он отрабатывает скорость.
5. Тренер должен быть впереди обучаемого, чтобы в случае внезапного прогресса, была наготове дальнейшая программа обучения и ученический запал не был растерян.
6. Не меняйте коней на переправе. То есть, имеет смысл хотя бы в течение 10 занятий заниматься с одним и тем же тренером/педагогом (тот же принцип применим и к занятиям с психологом).
7. Не получается – меняйте тактику. Бесконечное повторение, разумеется, приведет к успеху, но за какое время... С возрастом ценность минуты увеличивается в геометрической прогрессии!
8. Если навык ухудшается, нужно вернуться к «детскому саду», повторить ранее пройденный материал с серией лёгких подкреплений. Это поможет вернуть ученику уверенность в своих силах и замотивирует на дальнейшее обучение.
9. Всегда завершайте тренировку на высокой ноте. Вы должны быть на подъёме, чтобы хотеть продолжить обучение, а не думать о своей "бездарности".
Пишите в комментариях, какой навык вы освоили в последнее время? Чему новому научились?🤩