Летом 2023 года на стене Новосибирского государственного технического университета появился яркий мурал площадью 300 м². Его нарисовал беспилотник — невероятное событие в мире науки и искусства. Роль куратора и автора эскиза исполнил художник Миша Most, который не впервые делегировал создание произведений машинам.
Идеальный наставник для дрона
В 2023 году «Архипелаг 2023» проходил в Новосибирске и был посвящен беспилотной авиации. Организаторы хотели ярко показать возможности дронов, поэтому университет креативных индустрий Universal University и Университет 2035 пригласили к сотрудничеству художника Мишу Most.
Номинант на премию Кандинского и организатор фестивалей, посвященных граффити, идеально подходил на роль как автора эскиза, так и куратора проекта. Во-первых, в своих работах он уже много лет размышляет над эволюцией и техническим прогрессом. Во-вторых, его работы украшают стены во многих городах, включая Нью-Йорк. Он создал самый большой мурал на фасаде здания в мире.
Первые мысли о прогрессе были мрачными
Уже около 20 лет Миша Most рисует элементы технологий и прогресса. Первые годы он не верил в счастливое будущее человечества. Его работы объединял слоган No Future Forever.
В 2009–2010 годах художник начал формировать новую визуальность, связанную с тем, как будущее воспринимали раньше, как это происходит сейчас и что будет потом. В основу легли сюжеты фантастов, включая Станислава Лема и Герберта Уэллса, о том, как наука и прогресс изменят жизнь, привычки и тела людей.
«Мы приближаемся ко времени, когда искусственный интеллект все чаще будет замещать реальный. Возможно, совсем скоро даже в музеях будут показывать произведения, созданные уже не человеком, а роботом».
Misha Most (2017)
С тех пор художник изображает мир, где люди, наука и технологии переплетены в единые сюжеты. Эти работы, включая мурал в Новосибирске, входят в цикл Future of the Past, и Миша Most пока не собирается его заканчивать.
Искусство без участия человека
13 лет назад художник увидел ролик команды Team BlackSheep, где крыло FPV снимает Нью-Йорк в полете:
Это видео вдохновило его на новое направление в работе. Миша Most увидел в нем пример самосоздающегося искусства и решил добавить технологии в свой творческий процесс. Он прикрепил мотор на холст и надел нажимающие устройства на баллоны краски, как в автоматических освежителях воздуха.
Устройства срабатывали по таймеру, краска пшикала, мотор крутил холст, и получались красочные круги:
Искусство оживает в VR-очках
Следующий проект с технологиями представили на выставке «Метаформы». Программисты лаборатории Interactive Lab под руководством ведущего эксперта в AR/VR индустрии в России Максима Козлова создали выставочное пространство Центра «МАРС» в 3D, а Миша Most добавил в свой стиль цикла The Future of the Past интерактивные элементы и виртуальную реальность.
Первый летающий напарник художника
В 2016 году Миша Most предложил тем же программистам из Interactive Lab помочь ему создать дрона-ассистента, который бы смог рисовать баллоном. Они пригласили команду инженеров с опытом сборки дронов.
И дрон, и баллон краски — непростые в управлении устройства даже по отдельности. Управлять ими одновременно и получить хороший результат — сложно, долго и дорого.
Баллон рисует не так, как маркер или карандаш. Поэтому художник консультировал разработчиков об особенностях его работы. Если наклонить баллон — линия изменится, если слишком приблизить — вместо линии получится пятно. Важно, чтобы дрон управлял его движением до миллиметра.
Чтобы контролировать положение дрона, нужна была трековая система камер. Реализовать задумку получилось только благодаря центру современного искусства «Винзавод», который предложил Мише провести персональную выставку и предоставил бюджет.
Сначала художник нарисовал эскиз в векторе. Его перевели в точки и задали границы получившейся сетки.
Полет дрона запрограммировали так, чтобы он наносил нужный рисунок на определенные участки этой виртуальной сетки.
Для автоматического рисования специалисты Interactive Lab создали систему отслеживания и ПО, которое сообщало дрону, где находятся точки, возле каких нужно нажимать на распылитель, а где просто лететь.
Концепция перфомансов, когда процесс не менее важен, чем результат, называется process based.
Если человек не видел, как дрон создает произведение, и видит уже конечный результат, он воспринимает только то, что нарисовано. Но стоит ему узнать, что это нарисовал дрон, он тут же переосмысливает работу. Думает о том, что линии — это отпечатки полета дрона. Таким образом у работы появляется несколько уровней восприятия и взаимодействия с ней.
Дрон-художник впервые в мире создал мурал
Дрон и ПО для новосибирского проекта «Эволюция 3.1.» на «Архипелаге 2023» разрабатывали, собирали и тестировали специалисты ООО «Авиацмит». Это был совсем другой дрон, который смог работать в непростых уличных условиях.
Инженеры выбрали соосный гексакоптер с тремя лучами, который мог надежно балансировать с банкой.
Миша Most нарисовал не самый простой эскиз. Программистам пришлось разработать алгоритм управления полетом, чтобы дрон смог повторить правильные формы изображения и противодействовать ветру.
К примеру, если дрон сбивался с курса больше чем на 2–3 сантиметра, он выключал баллон. Эта фича позволяла избегать кривых линий и беречь получившийся рисунок от ошибок.
В качестве системы позиционирования взяли камеру, которая определяла положение дрона по инфракрасным светодиодам. На дрон поместили датчик для расчета его удаленности от стены и угла поворота относительно нее.
Пилот находился на площадке лишь для того, чтобы подстраховывать процесс, если пропадет сигнал или беспилотник заденет пропеллером стену. Программисты запускали программы сразу с трех компьютеров: для автоматизации взлета, посадки и расчета краски в баллоне. Еще одним испытанием стало получение разрешения на запуск дрона в сегодняшних условиях.
Еще один напарник художника — роборука
Миша Most начал работать с роборукой в 2020 году. С ней совладать проще, чем с летающим устройством. Она стабильно стоит на поверхности и рисует четче. Может выводить идеально ровные линии и круги.
После «Архипелага» Миша Most представил серию работ ARTOMATIKA на стенде Generative Gallery на Cosmoscow. Их он создал в партнерстве с шоу-продакшн LYM Pro. Роборуку уже активно используют на производствах — это не ноу-хау, но вот что было уникальным, так это концепция «рука-крепеж для баллона».
Два месяца руку, так же как и дрон, пришлось обучать манере и технике работы с баллоном.
Миша Most планирует продолжать размышлять над будущим, технологиями и прогрессом. И пробовать новые интеграции с машинами.