Найти в Дзене
Антрополе

Можно ли увидеть первобытный уклад жизни сегодня?

Коренные народы получают особые права на ведение рыболовства и охоты, так как эти промыслы являются неотъемлемыми элементами их материальной и духовной культуры. Считается, что льготы помогут им сохранить традиционный уклад жизни. Несомненно, запрет на промыслы в сфере природопользования очень сильно бы ударил по хозяйству коренных народов. Но фантазия государственных законодателей, в которой коренные должны сохранять традиционный уклад нетронутым, охотиться с луками, а ездить только на собаках и оленях – вгоняет эти народы в каменный век. Все современные исследования показывают, что первобытного хозяйства уже давно не существует. По крайней мере на Севере; в Африке, Индонезии, Южной Америке – ещё может быть. Все коренные народы Севера уже включены в товарно-денежные отношения и продают пойманную рыбу на рынках, чего исконно не делали, потому что продать было некому. Даже на Ямале оленеводство существует во многом благодаря субсидированию закупок оленины. Скорее всего уже не существует

Коренные народы получают особые права на ведение рыболовства и охоты, так как эти промыслы являются неотъемлемыми элементами их материальной и духовной культуры. Считается, что льготы помогут им сохранить традиционный уклад жизни.

Заготовка юколы коряками на Севере Камчатки, фото Елизаветы Солоненко @salo_photkaet
Заготовка юколы коряками на Севере Камчатки, фото Елизаветы Солоненко @salo_photkaet

Несомненно, запрет на промыслы в сфере природопользования очень сильно бы ударил по хозяйству коренных народов. Но фантазия государственных законодателей, в которой коренные должны сохранять традиционный уклад нетронутым, охотиться с луками, а ездить только на собаках и оленях – вгоняет эти народы в каменный век. Все современные исследования показывают, что первобытного хозяйства уже давно не существует. По крайней мере на Севере; в Африке, Индонезии, Южной Америке – ещё может быть. Все коренные народы Севера уже включены в товарно-денежные отношения и продают пойманную рыбу на рынках, чего исконно не делали, потому что продать было некому. Даже на Ямале оленеводство существует во многом благодаря субсидированию закупок оленины. Скорее всего уже не существует оленеводов, которые бы жили без денег, питались бы только оленями, ягодами и рыбой, из оленей же делали бы всю свою одежду и жилища. Чтобы северянин (независимо от этнической принадлежности) жил в удовольствие, ему нужен снегоход и квадроцикл, лодка, тёплый дом, бензогенератор и ещё уйма оборудования. Изменились способы заготовки рыбы, так как морозить удобнее, чем квасить и т.д.

Так что первобытного хозяйства, которое видели в разных регионах России Крашенинников, Миклухо-Маклай, Арсеньев и др. исследователи, уже не существует, но это и нормально: не должны же отдельные народы жить в условиях позапрошлого века, лишь бы этнотуристам и этнографам было интереснее на них глядеть)