Найти в Дзене
ХОРОШИЙ❕

Соцреализм возвращается? Человек труда в искусстве XIX века

Пытаюсь я, значит, сделать модную шапочку из газеты для лакокрасочных работ и вдруг обнаруживаю это -

А белая-то машинка, кажется, китайская. И только на заднем плане видны знакомые черты родного КАМАЗА. Не знаю, есть ли за что покритиковать картину с художественной точки зрения, но с политической было бы правильней изобразить одни КАМАЗЫ
А белая-то машинка, кажется, китайская. И только на заднем плане видны знакомые черты родного КАМАЗА. Не знаю, есть ли за что покритиковать картину с художественной точки зрения, но с политической было бы правильней изобразить одни КАМАЗЫ

Восторгу моему не было предела. Кажется, мой глаз зацепился за что-то интересное. И главное, где? В Бог знает откуда взявшейся газетке, напечатанной, как оказалось, в свежем 2024 году... Да, для меня это удивительно, поскольку, по мне, что-то интересное в газетах перестало размещаться в 90-е, а что-то стоящее и того дальше. Можете со мной на этот счет поспорить.

Срок окончания лакокрасочных работ был успешно перенесен на следующую пятилетку, и я начал изучать понравившуюся мне статью.

Как вы уже догадались она содержала изображения картин, написанных в духе соцреализма.

Здесь все политически грамотно. Лозунги - ТЕ, рабочие тоже - ТЕ. Изображены сталевары - это, пожалуй, эталон профессии труда для мужчины. Не хочу обидеть никакие другие специальности, но, знаете ли, плавить металл (не путать с "рубить метал") - это МОЩНО
Здесь все политически грамотно. Лозунги - ТЕ, рабочие тоже - ТЕ. Изображены сталевары - это, пожалуй, эталон профессии труда для мужчины. Не хочу обидеть никакие другие специальности, но, знаете ли, плавить металл (не путать с "рубить метал") - это МОЩНО

Тут важно сделать одну ремарку.

Социалистический реализм - это не только про труд рабочих и крестьян. Это вообще про уклад жизни при социализме. Не буду грузить заумностями, ограничусь тем, что если вы увидите на картине, скульптуре, в кино в общем-то симпатичного человека в окружении в общем-то обыденных обстоятельств, но обязательно с вещью или в антураже, представляющими собой коммунистический символизм, знайте - это соцреализм. Почти всегда.

Это определение весьма условное, как наверное и само направление в искусстве. Разнообразие сюжетов, техник, смыслов работ, выполненных в соцреализме, явно больше чем пальцев на наших руках. Вот посмотрите ниже. Это все соцреализм.

1. Трубачи Первой конной Армии. М.Б. Греков. 1934 г.
2. Опять двойка. Ф.П. Решетников. 1952 г.
3. Купальщицы. А.А. Дайнека. 1941 г.
4. Хлеб. Т.Н. Яблонская. 1949 г.
5. Свадьба на завтрашней улице. Ю.И. Пименов. 1962 г.
1. Трубачи Первой конной Армии. М.Б. Греков. 1934 г. 2. Опять двойка. Ф.П. Решетников. 1952 г. 3. Купальщицы. А.А. Дайнека. 1941 г. 4. Хлеб. Т.Н. Яблонская. 1949 г. 5. Свадьба на завтрашней улице. Ю.И. Пименов. 1962 г.

Среди картин даже знаменитая "Опять двойка" есть. И в этом ничего удивительного. Быт показан? Показан. Люди симпатичны? Без сомнений. Кто из двух детей-школьников прилежный ученик? Правильно - девочка в красном пионерском галстуке. Кто двоечник? Верно - мальчик без галстука. Вот вам и символизм. Абы кому галстук не картинах советские художники не пририсуют!

Еще кое-что прослеживается в соцреализме. Безусловно позитивный характер сюжета. Ну мы же верим, что молодожены создают крепкую семью, кавалеристы победят, женщины накормят страну, а купальщицы найдут, наконец, свою одежду.

Даже в "Опять двойке" не все так плохо. Посмотрите на изображенный быт. Это, на секундочку, 1952 год. Времена в стране нелегкие (когда ж были легкие?). А на картине приличная квартирка, все одеты/обуты, у меньшого даже велик есть. А иметь велосипед в то время - это не хухры-мухры.

Конечно, позитивный настрой присущ не всем картинам в соцреализме. Вот пример ниже -

Облака 1945 года. Г.М. Коржев. 1985 г.
Облака 1945 года. Г.М. Коржев. 1985 г.

Сюжет картины Г.М. Коржева безрадостный, даже несмотря на указание священного и долгожданного года Победы в Великой отечественной войне. Изображенные люди явно кого-то ждут и не факт, что дождутся. Некоторый оптимизм исходит только от девочки на заднем плане. Ее наличие означает, что жизнь продолжается...

Вернемся к заинтересовавшей меня публикации.

В изображении труда рабочих сохранен позитивный настрой. Мы верим, что люди работают профессионально, слажено, творят действительно крутые вещи. Глядя на это, не может не возникнуть чувство гордости за таких людей, за их труд. И это похоже то, ради чего картина и создавалась.

Сделать ледокол, знаете ли, не бумагу в принтер засунуть.
Сделать ледокол, знаете ли, не бумагу в принтер засунуть.

Тут я секретов никаких не открываю. Любое творение искусства вызывает (оно должно вызывать, иначе это не искусство) определенную эмоцию. Вспомните репродукции картин из школьных учебников - они все рождали в нас эмоции, которые мы потом по заданию учителя русского языка пытались описать в сочинениях. От страха до восторга, от умиротворения до все того же восторга - целый спектр чувств дарили нам великие мастера Васнецов, Айвазовский, Шишкин, Кустодиев, Верещагин и другие.

Так чем же хуже соцреализм, вызывающий в нас гордость или если хотите тот же восторг, глядя на простых людей, выполняющих свою работу?

А это мой фаворит! Написано выше всяких похвал. Мужчина, судя по всему комбайнер, ну просто красавец. Единственно, снова проваливается политический аспект. Мужчина конечно хорош, но какой-то слишком американистый. Очки-авиаторы делают из него прямо ковбоя какого-то. Хорошо, что оставлены кривоватые усы и красный (явно от солнца) нос. Они-то и придают образу родные черты.
А это мой фаворит! Написано выше всяких похвал. Мужчина, судя по всему комбайнер, ну просто красавец. Единственно, снова проваливается политический аспект. Мужчина конечно хорош, но какой-то слишком американистый. Очки-авиаторы делают из него прямо ковбоя какого-то. Хорошо, что оставлены кривоватые усы и красный (явно от солнца) нос. Они-то и придают образу родные черты.

К самим чувствам вопросов конечно же нет. Это иррациональное явление, вызванное увиденными образами. Другое дело, насколько честно эти образы были созданы. А если бить еще точнее, в десяточку, насколько честен с нами мастер - художник, скульптор, режиссер, писатель, создавший для нас это произведение?

Это, безусловно, не критика и уж тем более не обвинение. Этот вопрос даже не требует ответа. Он просто витает в воздухе...

За место послесловия.

Первая картина, которая приходит мне на ум, когда я рассуждаю об изображении людей труда это великая "Бурлаки на Волге" И.Е. Репина. Не знаю почему так, но это так.

Бурлаки на Волге. И.Е. Репин. 1873 г.
Бурлаки на Волге. И.Е. Репин. 1873 г.

И если говорить о разнице между работами, выполненными в соцреализме, и вот в частности картиной И.Е. Репина, то лично мне хочется обратить внимание на следующее. Во всех репродукциях картин из оказавшейся в моих руках газетки основной акцент сделан на том, что люди делают, на процессе, на их деле и труде. Сам работник, будь он трижды счастлив или четырежды несчастен, вторичен.

В шедевре же И.Е. Репина главное - это человек, изнуренный мужик, который вместе с товарищами, тащит черт знает чье судно, забредшее к этим Богом забытым берегам...

Ответьте, пожалуйста, в комментариях, а какую вы картину представляете, когда речь заходит об изображении трудящихся людей?

_____________________________

Понравилось? Подпишись и поделись!

Канал https://dzen.ru/id/622f997ee171d9758bfb9975

Залетай и в телеграм (ссылка в описании канала или вбей в телегу @chnl_good)