Найти тему

Кайф быть отличницей 🌟

Привет всем.

На этой неделе наш сын-первоклассник впервые принял участие у двух офлайн-олимпиадах, проходивших непосредственно в школе. У него хорошая подготовка, и мне хотелось, чтобы он получил этот опыт и ощутил дух соревновательности, но об этом подробнее расскажу позже. А ещё вчера завершился очередной образовательный марафон на "Учи ру", где сын вновь стал лидером класса и - впервые - занял второе место по школе. 🤷

Естественно, я горжусь его достижениями, тем более что учиться ему нравится. Но у меня всё это иногда поднимает "гештальты" из собственных школьных лет.

Бесчисленное количество раз в своей жизни я слышала этот вопрос: а зачем, собственно, быть отличницей? Ну почему бы не быть просто "нормальной"?

А тут дело в том, что ты не можешь быть никем другим, кроме как собой.

Всегда, сколько помню себя, я училась на "отлично". С того дня 1 сентября 1991-го года, когда в неполные шесть впервые переступила школьный порог. Всегда была капитаном команд во всех интеллектуальных состязаниях. Класса с 8-го не пропускала ни одной олимпиады и постоянно занимала в них призовые места.

Фотографий из тех лет, к сожалению, мало, но кое-что всё-таки осталось. Вот, например, конкурс "Ученик года" среди 8-9 классов, весна 2000-го.

Конкурс "Ученик года", весна 2000 (9-й класс)
Конкурс "Ученик года", весна 2000 (9-й класс)

До 10-го класса меня интересовали преимущественно гуманитарные науки, но в 15 лет всё изменилось. До этой поры я собиралась стать учителем русского языка и литературы и активно участвовала в мероприятиях по словесности.

К примеру, в конкурсе "Русский медвежонок - языкознание для всех" (был популярным в начале 2000-х) я набрала 87 баллов. Если что, это было второе место по Уральскому федеральному округу. За это на торжественной линейке старшеклассников директор школы вручила мне шоколадку и стопку книг. 😄

Сертификат участника конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех", 2001
Сертификат участника конкурса "Русский медвежонок - языкознание для всех", 2001

Но в старших классах я начала намеренно развивать логическую часть своего ума и увлеклась точными науками: математикой, физикой, информатикой.

На открытом мероприятии по физике весной 2002 в роли Э. Резерфорда объясняю планетарную модель атома. Органично вписалась в роль учёного. 😅

Планетарная модель атома. Весна 2002, 11-й класс
Планетарная модель атома. Весна 2002, 11-й класс

Но, как говорила директор: "У нас ещё не было таких учеников. Мы с учителями смотрим - и не можем выделить ту сферу, в которой ты успевала бы лучше всего". Тогда мне на самом деле было интересно всё. Вообще всё. Учиться было гораздо интереснее, чем тратить драгоценное время на пустые развлечения.

Никогда не считала себя полиглотом, однако в 11-м классе неожиданно заняла первое место в Олимпиаде по английскому языку. А на день Учителя доверили вести уроки английского на параллели 8-х классов. Шесть уроков отвела. 👌😂

Грамота за первое место в Олимпиаде по английскому языку, февраль 2002 (11-й класс)
Грамота за первое место в Олимпиаде по английскому языку, февраль 2002 (11-й класс)

Но увлекалась также и историей, краеведением. Не случайно после окончания школы осталась в ней работать педагогом дополнительного образования и заведующей школьным музеем, который восстанавливали почти "с нуля".

Мне действительно нравилось собирать материалы, оформлять выставки, проводить экскурсии. Даже собственную авторскую программу разработала. 😊

Мероприятие по краеведению, декабрь 2002-го (первый год работы в школе)
Мероприятие по краеведению, декабрь 2002-го (первый год работы в школе)

Наверное, всё дело в разностороннем развитии. У многих людей относительно отличников присутствует стереотип, с которым и я не раз сталкивалась. Но могу заверить: ничто не мешает отличникам жить полноценной жизнью и не только корпеть над учебниками, но и постигать дух состязательности, одерживать победы, стремиться к новым вершинам, активно участвовать в жизни класса и школы и, да, вполне успешно выстраивать дружеские и личные отношения. 😉

Тогда грамоты были "бумажными", не все сохранились, но перелистать порой оставшиеся и вспомнить связанные с ними события школьных лет приятно.

Грамота по окончании 11-го класса
Грамота по окончании 11-го класса

Претенденты на медаль - конечно, категория особая. Вплоть до начала 11-го класса я не знала, что пойду на золотую медаль. И училась-то в 10-м в обычном общеобразовательном классе, куда была помещена после 9-го "за девиантное поведение". Но в начале 11-го меня вдруг перевели в "гимназический".

11-й класс стал совершенно особым периодом в моей жизни, когда ты на самом деле не видишь ничего, кроме учёбы и интеллектуальных состязаний. С утра - занятия в школе, далее - выполнение домашних заданий и подготовка к очередной олимпиаде, по вечерам - подготовительные курсы либо курсы профессиональной подготовки (у меня они чередовались) в вузе. Однако не могу сказать, чтобы мне это было сложно или скучно, просто потому что это и было моей жизнью. И всё, что пробовала вне этого, так меня не увлекало.

Возможно, это была отчаянная потребность в признании, которого недоставало. Благодаря успехам в учёбе в эти годы мне щедро его компенсировали. Хоть, может, и не совсем те люди, от которых ждала и добивалась его получить...

Вручение золотой медали Губернатором Курганской области, июнь 2002
Вручение золотой медали Губернатором Курганской области, июнь 2002

Весь 11-й класс я, по сути, вообще находилась вне круга "обычных" учеников и мало взаимодействовала со своими формально одноклассниками. За годы учёбы я сменила четыре школы и семь разных классов и под конец даже не запоминала многих ни на лица, ни по именам. Этот неловкий момент, когда спустя годы какие-то люди пытаются добавиться к тебе в соцсеть и говорят, что вы вместе учились, а у тебя относительно них - полный пробел в памяти. 🤦‍♀️

Зато Мэр города на торжественном мероприятии пожимает тебе руку. 🤷‍♀️ И так странно двадцать с лишним лет спустя вспоминать об этом, оглядываясь на свою последующую жизнь от того волнительного момента до сегодняшнего...

Благодарственное письмо родителям от Мэра города Кургана, июнь 2002
Благодарственное письмо родителям от Мэра города Кургана, июнь 2002

Нередко те, кто в школьные годы завидуют отличникам, любят спустя время с удовлетворением отмечать, что бывшие медалисты ничего значимого не добились и влачат жалкое серое существование, а то и вовсе скатились на дно.

Увы, со мной не произошло ничего подобного, потому что только я знаю свой путь. Знаю, через что прошла, чего добилась и какой ценой. Завидовать нечему. У меня есть то, чего хотела, кроме, может, одного - прочной самодостаточности. Отсюда склонность к эмоциональной зависимости, но я работаю и над этим. 😉

А если говорить о том, зачем быть отличницей... Да нет там определённой цели. Никто действительно не обещает того, что если ты окончишь школу с золотой медалью, а вуз с красным дипломом (ну или 2 вуза с двумя красными дипломами, как у меня), то будут у тебя и престижная работа, и высокий доход, и комфортные условия жизни, и всеобщее признание и уважение, и всё прочее.

Это был просто мой образ жизни. Прикладывать усилия, чтобы наслаждаться результатами. Занимать призовые места, получать грамоты и награды, "купаться в лучах славы". А когда сложная цель достигнута, испытывать дискомфорт, но тут же строить новые планы. Просто мой личный кайф. "Бороться, идти, достигать".

Линейка Первого звонка в 2002-м году вновь проходила  по моему сценарию
Линейка Первого звонка в 2002-м году вновь проходила по моему сценарию

В той последней школе я удачно нашла своё место, потому что была нужна. Ей предстояла аттестация, и я была первой в 30-летней истории этой школы претенденткой на золотую медаль, ну и, собственно, состоявшейся медалисткой.

Когда после выпускного наутро я вышла из школы с оранжевым воздушным шариком в руке, пустота внутри была невероятной. "Спаслась" я от этого тем, что попросила директора взять меня на работу и в 16 лет стала педагогом дополнительного образования. А позже привыкла и начала "блистать" и в вузе...

Испытывала ли я когда-либо разочарование по всему этому поводу? Да, испытывала, потому что мама всегда говорила мне, что если буду отлично учиться и смогу "показать себя", то автоматически получу всё к своим ногам. Позже реальность наглядно продемонстрировала, что это убеждение было иллюзией. И ты нужна, пока вписываешься в систему и служишь её интересам.

Жалею ли я, что была отличницей? Да нет, конечно. Какой могла бы быть альтернатива? Всё, чем занимались мои сверстники, я пробовала (не тогда, так позже) и не нашла достойной замены тому, что доставляло мне удовольствие.

Чем это плохо - быть уникальной, развивать свою личность, получать новые знания и опыт, ставить цели и достигать их? Всё это потом так или иначе находит применение в жизни. Пусть я не стала экономистом, получив экономическое образование, зато разбираюсь в инвестировании, которое практикую. Не пошла в аспирантуру по филологии, зато пишу книги, которые неплохо продаются. 😉

И разве я так уж похожа на типичную отличницу? 😅

Золотая медалистка 20+ лет спустя 👌
Золотая медалистка 20+ лет спустя 👌

Да и вообще, когда-нибудь была на неё похожа? 😂

Примерно так иногда выглядят отличницы, весна 2002 (11-й класс)
Примерно так иногда выглядят отличницы, весна 2002 (11-й класс)

И когда сын получает очередную грамоту, я хорошо понимаю, что в масштабах будущего это вообще ничего не гарантирует. Но горжусь его успехами и думаю, что если получение знаний, достижение результатов и чувство признания доставляют удовольствие сейчас, в текущем моменте, то это уже немало. ✌️

Учимся и программируем с первоклассником | Будни творческой персоны | Дзен

Всем спасибо за внимание. А вам нравилось учиться? ☕