Найти в Дзене

«Что-то не так с Кевином»: привыкнуть — не значит полюбить

Оглавление

Цена нелюбви или акт мести сына-психопата в психологической драме Линн Рэмси

Тема семьи тонкой нитью проходит сквозь недолгую, но безмерно насыщенную историю кинематографа. Воссоздавая свой уникальный мир, режиссеры размышляют обо всех червоточинах и истоках ужасающей стороны человеческого я, пытаясь найти корень проблемы в детских травмах и несчастливом детстве. Психологическая драма с элементами хоррора 2011 года Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином» — не исключение.

Нарастающая тревога, стерильность, граничащая с безумием, продуманная фабула, тонко выстроенная на цветовой палитре коммуникация со зрителем — все эти аспекты делают «Что-то не так с Кевином» уникальной психологической кинокартиной. Ощущение ужаса, безвыходности и, в какой-то мере, даже отвращения настолько сильно воздействуют на зрителей, что многие из них не в силах посмотреть картину дважды.

Картина стала участником Каннского кинофестиваля и получила положительные отзывы от критиков, а Тильда Суинтон, исполнившая роль эмоционально холодной, недоступной матери, была номинирована на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.

Кратко о фильме
Сюжет фильма раскрывает историю взаимоотношений Евы (Тильда Суинтон) со своим сыном Кевином (Эзра Миллер). После рождения Кевина Еве приходится отказаться от жизни, о которой она мечтала, что сеет разрушительное зерно в их взаимоотношениях и приводит к трагическим последствия. Кевин убивает своих одноклассников и членов семьи, оставив в живых лишь эмоционально недоступную мать.

-2

Яблоко от яблони

Основной конфликт фильма строится на первоначальном отторжении Евой Кевина. В глубине души героиня знает, что не принимает сына, так как он — ее неконтролируемая копия, чему можно неоднократно найти подтверждение во многих сценах. Второй ребенок (маленькая Селия) похожа на Фрэнсиса. Она любознательная, жизнерадостная и простая. Именно поэтому с ней у Евы складываются хорошие взаимоотношения.

В глубине души Ева знает, что не принимает сына, так как он — ее неконтролируемая копия

Похоже, что Кевин — нежеланный ребенок, хотя об этом говорится лишь полунамеками. Например, в сцене родов врачи неоднократно повторяют героине: «Ева, хватит сопротивляться». Этот эпизод показателен для осязания всей картины в целом, так как за бытовыми фразами, в которых, казалось бы, весь смысл на поверхности, часто прячутся незримые ключи к пониманию мотивов, образов и действий каждого из персонажей.

-3

Стоит отметить блестящую работу сценаристов: это сама Линн Рэмси и Рори Киннир. В картине тонко и до мелочей продуманы характеры героев и их взаимодействие, и это важный ключ к пониманию и анализу наполненных ужасом событий этой истории.

Дела семейные

Это сумбурное метание между прошлым и настоящим, и прошлое оправдано берет верх.

Фрэнсис и Ева с первого взгляда выглядят вполне счастливой и крепкой парой, но в их отношениях зияют незримые червоточины. Мы чувствуем: все намного глубже и сложнее, чем кажется. Опасениям жены по поводу Кевина не верит даже муж. Невзирая на любовь к Еве, он лишь газлайтит ее и оставляет один на один с разрывающим изнутри чувством страха.

-4

Атмосфера фильма пропитана болью Евы, ее душераздирающем одиночеством и парализующим страхом. Все кричит о неспособности героини поверить в происходящее. Структуру фильма можно сравнить с безумным, хаотичным потоком мыслей, которые беспорядочно циркулируют в голове женщины.  Это сумбурное метание между прошлым и настоящим, и прошлое оправдано берет верх, ведь в настоящем один мрак, кромешная пустота и порождение ее нелюбви.

Трагедия хаоса

Фильм словно соткан из противоречий: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, стерильность и грязь.

Атмосферу безумия, ощущение дезориентации поддерживает и операторская работа с цветом и ракурсом: желтые элегантные мюли, облитые красной краской, напоминающей кровь, крупный план красных тикающих часов, похожих на бомбу замедленного действия, пустой, стерильный, сине-серый тюремный зал для встреч, в котором крупным планом показывают обгрызенные Кевином грязные ногти. Фильм словно соткан из противоречий: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, стерильность и грязь. Эта громкая антитеза – рычаг воздействия на зрительское восприятие, с помощью которого воссоздается эффект спутанного сознания, некой дереализации.

Работе с цветом уделяется особое идейное начало. Цветовое решение фильма (желтый, синий, красный, черный) вторит палитре мишени, при помощи которой Кевин учился стрелять.

-5

Трагедия социума

На фоне семейной трагедий разворачивается социальная, что не менее важно, ведь стрельба в школах — острая и актуальная проблема в наши дни. Линн Рэмси задает негласные вопросы: «А кто виноват?», «Как жить дальше после случившегося?» В финале, после стрельбы, сюжет фильма словно выходит за рамки частной истории и трагедии, трансформируя ее в повсеместную. Именно в конце фильма образ Кевина наиболее остро ощущается как безликий и собирательный образ подростка-психопата с отсутствием эмпатии и огромным багажом детских травм.

-6

Мы так и не узнаем ничего о его интересах и увлечениях (помимо стрельбы), о его круге общения. Комната Кевина больше похожа на безликое стерильное помещение, чем на комнату парня подростка. За счет такого отсутствия человеческого, личного наиболее ярко ощущается собирательность образа и встраивание личной истории в социальный контекст.

-7

«Что-то не так с Кевином» — тяжелая, сложная для восприятия и  релевантная современным социальным и семейным проблемам картина. Это история, после просмотра которой зритель остается один на один с чувством безысходности, дезориентации и всепоглощающего ужаса. На протяжении всей картины в воздухе висит призрачный вопрос, так и оставшийся без ответа: «Кого винить?», но в конечном итоге вопрос испаряется сам собой, потому что ответ на него никак не сможет изменить трагедии прошлого.

Спасибо всем, кто дочитал до конца! Подписывайтесь на телеграмм канал, там много интересного;)

Смотри в детали