Цена нелюбви или акт мести сына-психопата в психологической драме Линн Рэмси
Тема семьи тонкой нитью проходит сквозь недолгую, но безмерно насыщенную историю кинематографа. Воссоздавая свой уникальный мир, режиссеры размышляют обо всех червоточинах и истоках ужасающей стороны человеческого я, пытаясь найти корень проблемы в детских травмах и несчастливом детстве. Психологическая драма с элементами хоррора 2011 года Линн Рэмси «Что-то не так с Кевином» — не исключение.
Нарастающая тревога, стерильность, граничащая с безумием, продуманная фабула, тонко выстроенная на цветовой палитре коммуникация со зрителем — все эти аспекты делают «Что-то не так с Кевином» уникальной психологической кинокартиной. Ощущение ужаса, безвыходности и, в какой-то мере, даже отвращения настолько сильно воздействуют на зрителей, что многие из них не в силах посмотреть картину дважды.
Картина стала участником Каннского кинофестиваля и получила положительные отзывы от критиков, а Тильда Суинтон, исполнившая роль эмоционально холодной, недоступной матери, была номинирована на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
Кратко о фильме
Сюжет фильма раскрывает историю взаимоотношений Евы (Тильда Суинтон) со своим сыном Кевином (Эзра Миллер). После рождения Кевина Еве приходится отказаться от жизни, о которой она мечтала, что сеет разрушительное зерно в их взаимоотношениях и приводит к трагическим последствия. Кевин убивает своих одноклассников и членов семьи, оставив в живых лишь эмоционально недоступную мать.
Яблоко от яблони
Основной конфликт фильма строится на первоначальном отторжении Евой Кевина. В глубине души героиня знает, что не принимает сына, так как он — ее неконтролируемая копия, чему можно неоднократно найти подтверждение во многих сценах. Второй ребенок (маленькая Селия) похожа на Фрэнсиса. Она любознательная, жизнерадостная и простая. Именно поэтому с ней у Евы складываются хорошие взаимоотношения.
В глубине души Ева знает, что не принимает сына, так как он — ее неконтролируемая копия
Похоже, что Кевин — нежеланный ребенок, хотя об этом говорится лишь полунамеками. Например, в сцене родов врачи неоднократно повторяют героине: «Ева, хватит сопротивляться». Этот эпизод показателен для осязания всей картины в целом, так как за бытовыми фразами, в которых, казалось бы, весь смысл на поверхности, часто прячутся незримые ключи к пониманию мотивов, образов и действий каждого из персонажей.
Стоит отметить блестящую работу сценаристов: это сама Линн Рэмси и Рори Киннир. В картине тонко и до мелочей продуманы характеры героев и их взаимодействие, и это важный ключ к пониманию и анализу наполненных ужасом событий этой истории.
Дела семейные
Это сумбурное метание между прошлым и настоящим, и прошлое оправдано берет верх.
Фрэнсис и Ева с первого взгляда выглядят вполне счастливой и крепкой парой, но в их отношениях зияют незримые червоточины. Мы чувствуем: все намного глубже и сложнее, чем кажется. Опасениям жены по поводу Кевина не верит даже муж. Невзирая на любовь к Еве, он лишь газлайтит ее и оставляет один на один с разрывающим изнутри чувством страха.
Атмосфера фильма пропитана болью Евы, ее душераздирающем одиночеством и парализующим страхом. Все кричит о неспособности героини поверить в происходящее. Структуру фильма можно сравнить с безумным, хаотичным потоком мыслей, которые беспорядочно циркулируют в голове женщины. Это сумбурное метание между прошлым и настоящим, и прошлое оправдано берет верх, ведь в настоящем один мрак, кромешная пустота и порождение ее нелюбви.
Трагедия хаоса
Фильм словно соткан из противоречий: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, стерильность и грязь.
Атмосферу безумия, ощущение дезориентации поддерживает и операторская работа с цветом и ракурсом: желтые элегантные мюли, облитые красной краской, напоминающей кровь, крупный план красных тикающих часов, похожих на бомбу замедленного действия, пустой, стерильный, сине-серый тюремный зал для встреч, в котором крупным планом показывают обгрызенные Кевином грязные ногти. Фильм словно соткан из противоречий: жизнь и смерть, прошлое и настоящее, стерильность и грязь. Эта громкая антитеза – рычаг воздействия на зрительское восприятие, с помощью которого воссоздается эффект спутанного сознания, некой дереализации.
Работе с цветом уделяется особое идейное начало. Цветовое решение фильма (желтый, синий, красный, черный) вторит палитре мишени, при помощи которой Кевин учился стрелять.
Трагедия социума
На фоне семейной трагедий разворачивается социальная, что не менее важно, ведь стрельба в школах — острая и актуальная проблема в наши дни. Линн Рэмси задает негласные вопросы: «А кто виноват?», «Как жить дальше после случившегося?» В финале, после стрельбы, сюжет фильма словно выходит за рамки частной истории и трагедии, трансформируя ее в повсеместную. Именно в конце фильма образ Кевина наиболее остро ощущается как безликий и собирательный образ подростка-психопата с отсутствием эмпатии и огромным багажом детских травм.
Мы так и не узнаем ничего о его интересах и увлечениях (помимо стрельбы), о его круге общения. Комната Кевина больше похожа на безликое стерильное помещение, чем на комнату парня подростка. За счет такого отсутствия человеческого, личного наиболее ярко ощущается собирательность образа и встраивание личной истории в социальный контекст.
«Что-то не так с Кевином» — тяжелая, сложная для восприятия и релевантная современным социальным и семейным проблемам картина. Это история, после просмотра которой зритель остается один на один с чувством безысходности, дезориентации и всепоглощающего ужаса. На протяжении всей картины в воздухе висит призрачный вопрос, так и оставшийся без ответа: «Кого винить?», но в конечном итоге вопрос испаряется сам собой, потому что ответ на него никак не сможет изменить трагедии прошлого.
Спасибо всем, кто дочитал до конца! Подписывайтесь на телеграмм канал, там много интересного;)