Найти тему
Жизнь советского человека

Как комиссар Госбезопасности предупреждал - здесь наступать нельзя. Но его не послушали. И что произошло на фронте?

Практика войны показала – пренебрежение руководящего состава армии к данным, полученным военной контрразведкой, оборачивалась всегда самым трагическим образом. Именно так произошло весной 1942 года, когда командующий Юго-Западным направлением маршал Семён Тимошенко и член Военного совета Никита Хрущёв (как представитель ЦК партии) решили убедить руководство Ставки, что их войска могут нанести поражение немцам под Харьковом.

С.К. Тимошенко, Н.С. Хрущев, И.Х. Баграмян (слева направо). Доклад об обстановке на фронтах Юго-Западного направления, ноябрь 1941 года / Николай Николаевич Селивановский
С.К. Тимошенко, Н.С. Хрущев, И.Х. Баграмян (слева направо). Доклад об обстановке на фронтах Юго-Западного направления, ноябрь 1941 года / Николай Николаевич Селивановский

В это же время начальник отдела военной контрразведки фронта, комиссар Госбезопасности 3 ранга Николай Николаевич Селивановский анализировал ситуацию. Он выслушал аналитические выкладки начальника оперативного отдела штаба фронта, полковника Рухле. Тот, не найдя поддержки у своих непосредственных начальников, поделился своими обоснованными опасениями с контрразведчиком майором Белоусовым, который передал информацию Селивановскому.

Также «прошлись» по материалам допросов немецких военнопленных, подняли данные зафронтовой агентуры последнего времени. И стало ясно, что Тимошенко и Хрущёв полностью ошибаются в своих расчётах. Контрразведчик с огромным опытом, Селивановский, представил им свои аргументы. В ответ они сказали, чтобы он меньше слушал паникёра Рухле. И в Ставке представили свой план операции.

Для контрразведчика дело было прежде всего. Поэтому он не остановился, а отправил докладную записку Абакумову. В ней он указывал:

Советские солдаты в наступлении под Харьковом, 1942 год
Советские солдаты в наступлении под Харьковом, 1942 год

- Наступление из Барвенковского выступа опасно и 57 армию оттуда лучше вывести. Поскольку вокруг выступа у немцев глубоко эшелонированная оборона и большое число войск. Если они ударят в тыл группировки, парировать удар не удастся из-за малых резервов.

- Тем более нельзя вводить туда конные и танковые корпуса. Своим неукреплённым левым флангом в районе Славянска враг продуманно провоцирует на наступление. Как только советские ударные группировки окажутся в Барвенковском мешке, танковая армия немцев с юга нанесёт удар на Изюм. Сражение будет проиграно и немцам откроется дорога на Сталинград и Кавказ.

Абакумов Сталину доложить не решился. Но позвонил по спецсвязи Хрущёву и поинтересовался, может ли всё так обернуться, как докладывает Селивановский. Никита Сергеевич с ходу отмёл все сомнения Абакумова и прямо сказал, что Селивановский раздувает «из мухи слона». Тимошенко и Хрущёв сумели убедить представителей Ставки в своей правоте. О возражениях контрразведки известно не было.

Колонну советских военнопленных ведут в поле под Харьковом, 1942 год
Колонну советских военнопленных ведут в поле под Харьковом, 1942 год

В результате 12 мая 1942 года началось наступление. Через 4 дня на некоторых участках гитлеровцы отошли до 50 км. Тимошенко и Хрущёв уже рапортовали Сталину об успехах. И тут авиация противника, захватив господство в воздухе, полностью лишила две армии возможности маневрировать. Два «полководца» бросили в бой последние резервы. Но это было ещё только начало конца.

За спиной наступавших войск Красной Армии, на левом фланге стояла 1 танковая армия немцев. Отступая, немцы специально заманивали войска Юго-Западного фронта в ловушку. 18 мая наши войска встали, не имея сил продвигаться дальше. А гитлеровцы перешли в контрнаступление.

23 мая враг замкнул кольцо окружения, а ещё через 5 дней от ударной группировки Юго-Западного фронта не осталось ничего. Безвозвратные людские потери составили 85 тысяч, 230 тыс. – попали в плен.

Фёдор Михайлович Харитонов / Иван Никифорович Рухле
Фёдор Михайлович Харитонов / Иван Никифорович Рухле

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Тимошенко с Хрущёвым сумели что называется «спихнуть с себя» вину на командующего 9 армией генерала Ф. М. Харитонова и полковника Ивана Никифоровича Рухле. Они требовали суда над ними. За Харитонова открыто заступился начальник Генштаба А. М. Василевский. Он сказал Сталину, что вина Фёдора Михайловича относительная, и будет лучше для дела не отдавать его под суд, а назначить командующим армией. Рухле позже вообще обвинят в сотрудничестве с немцами. Он отсидит 10 лет под следствием и будет освобождён, с возвращением всех званий и наград.

Последствия недальновидности действий двух руководителей, стремившихся удовлетворить в первую очередь свои амбиции (не давала покоя слава Жукова – победителя под Москвой) и совершенно «глухих» к доводам профессионалов контрразведки, оказались очень тяжёлыми для армии и опасными для страны.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.