Найти тему

Тренируем память эффективно.

Уж сколько всего полезного написано о памяти, а она вдруг раз – и подводит в самый неподходящий момент. Бывало такое? Давайте тренироваться вместе.

Вспомним, что память бывает произвольная, она основана на запоминании со специальной установкой «запомнить!». Думаю, что каждый читающий учил стихи, готовился к экзаменам и, возможно даже к публичному выступлению и как это работает вы знаете. Непроизвольная память запоминание происходит без произвольной установки. Само запомнилось, так часто бывает. При запоминании у нас задействованы все анализаторы. Это зрительная, слуховая, двигательная, вкусовая, обонятельная и осязательная память.

Приступим к тренировке. Упражнение 1.

Надо увидеть (воспроизводите последовательно мысленный образ) – шмель, елка, бабочка, дерево. Лестница, облако, апельсин, мяч, лев. Получилось представить эти образы? Тогда двигаемся дальше.

Надо услышать (представьте звуки) – жук, собака, колокольчик, машина, вода, радио, листик, хлопок.

Надо потрогать (мысленно конечно, но постараться воспроизвести в своих воспоминаниях тактильные ощущения) – подушка, колесо, стакан, шарф, волосы, стул.

Надо понюхать (обонятельные воспоминания обычно самые сильные) – роза, книга, лес, дождь, сирень, мыло, кофе.

Надо попробовать на вкус (вкусовые рецепторы просыпайтесь!) – лимон, печенье, соленый огурец, манка, щавель, борщ, лук.

Запаховые воспоминания обычно ярко выражены.
Запаховые воспоминания обычно ярко выражены.

Память бывает трех видов и характеризуется периодом закрепления и сохранения информации. Кратковременная память - это когда происходит запоминание на короткий срок после однократного и краткого воспроизведения. Долговременная характеризуется длительным хранением информации, чаще всего после многократного повторения. И бывает оперативной где запоминание в деятельности, включает элементы кратковременной и долговременной памяти.

По характеру запоминания память бывает механическая (основана на повторении материала без осмысления) и смысловой (осмысливание запоминаемого материала).

Выполним упражнение 2. Будьте предельно внимательны, прочитайте перечисленные слова, а затем уберите текст и вспомните прочитанное. Запишите те слова, которые вы вспомнили. А теперь сверьте их с текстом задания.

Для регулярных тренировок заготовьте себе несколько вариантов с разными наборами слов.
Для регулярных тренировок заготовьте себе несколько вариантов с разными наборами слов.

Проверьте свою память. Подсчитайте сколько слов вы вспомнили.

18-20 – высокий показатель

14-18 – выше среднего

10-14 – средний показатель

6-10 – ниже среднего

2-6 - нижняя граница нормы

0-2 – очень слабый показатель.

Упражнение 3. Развиваем и проверяем кратковременную память. Внимательно изучите таблицу с цифрами в течении 20 секунд. Напишите все цифры, которые вы способны вспомнить. Норма, если вспомнили 7 и более цифр.

Запоминаете цифры в течении 20 секунд, затем воспроизводите все, которые запомнили.
Запоминаете цифры в течении 20 секунд, затем воспроизводите все, которые запомнили.

Память различают и по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека. Бывает наглядно-образная, она характеризуется преимущественно запоминанием изображений, цвета, звуков, лиц. Наглядно-действенная память фиксирует совершенные действия, операции, деятельность в целом. Эмоциональная память фиксирует чувства, переживания, эмоции. А вот словесно-логическая память фиксирует слова, понятия, определения, логику материала.

Упражнение 4. Подойдет для групповой игры. Почему-то в источниках оно называется «Ниньзя».

На стол выставляется не менее 14 предметов. Накрываем их платком. Собираем друзей вокруг и открываем предметы на 20 секунд. Закрываем платком. Задание – вспомнить увиденные предметы и записать их. Подсчитываем результат – норма 10 и более воспроизведенных предметов. А вот результат менее 7 говорит, что память надо усиленно тренировать.

Предметы для игры можно подбирать любые.
Предметы для игры можно подбирать любые.

Упражнение 5. Игра «Детектив». Только для группового выполнения. Делим группу на две команды. Первая выходит из комнаты, а вторая составляет словесный портрет преступника или разыскиваемого, например кота (напрягите фантазию и придумайте кого будете искать). Чем больше примет, особенностей вы укажете, тем веселей будет игра. Запишите приметы. После того, как портрет составлен, приглашаете первого участника от второй команды и зачитываете ему ориентировку. Далее, каждый участник второй команды последовательно передает приметы разыскиваемого персонажа. В конце обычно очень весело участникам обоих команд.

В компании заниматься вдвойне полезно - и игра, и тренировка.
В компании заниматься вдвойне полезно - и игра, и тренировка.

Интересной вам игры, а если статья заинтересовала вас, продолжайте читать статьи о развитии памяти на канале «С психологом под зонтиком» https://dzen.ru/a/ZcDhlRQzgAcikZnh?share_to=link и конечно же подписывайтесь и ставьте лайк (вам не сложно, а автору приятно).