Уж сколько всего полезного написано о памяти, а она вдруг раз – и подводит в самый неподходящий момент. Бывало такое? Давайте тренироваться вместе.
Вспомним, что память бывает произвольная, она основана на запоминании со специальной установкой «запомнить!». Думаю, что каждый читающий учил стихи, готовился к экзаменам и, возможно даже к публичному выступлению и как это работает вы знаете. Непроизвольная память запоминание происходит без произвольной установки. Само запомнилось, так часто бывает. При запоминании у нас задействованы все анализаторы. Это зрительная, слуховая, двигательная, вкусовая, обонятельная и осязательная память.
Приступим к тренировке. Упражнение 1.
Надо увидеть (воспроизводите последовательно мысленный образ) – шмель, елка, бабочка, дерево. Лестница, облако, апельсин, мяч, лев. Получилось представить эти образы? Тогда двигаемся дальше.
Надо услышать (представьте звуки) – жук, собака, колокольчик, машина, вода, радио, листик, хлопок.
Надо потрогать (мысленно конечно, но постараться воспроизвести в своих воспоминаниях тактильные ощущения) – подушка, колесо, стакан, шарф, волосы, стул.
Надо понюхать (обонятельные воспоминания обычно самые сильные) – роза, книга, лес, дождь, сирень, мыло, кофе.
Надо попробовать на вкус (вкусовые рецепторы просыпайтесь!) – лимон, печенье, соленый огурец, манка, щавель, борщ, лук.
Память бывает трех видов и характеризуется периодом закрепления и сохранения информации. Кратковременная память - это когда происходит запоминание на короткий срок после однократного и краткого воспроизведения. Долговременная характеризуется длительным хранением информации, чаще всего после многократного повторения. И бывает оперативной где запоминание в деятельности, включает элементы кратковременной и долговременной памяти.
По характеру запоминания память бывает механическая (основана на повторении материала без осмысления) и смысловой (осмысливание запоминаемого материала).
Выполним упражнение 2. Будьте предельно внимательны, прочитайте перечисленные слова, а затем уберите текст и вспомните прочитанное. Запишите те слова, которые вы вспомнили. А теперь сверьте их с текстом задания.
Проверьте свою память. Подсчитайте сколько слов вы вспомнили.
18-20 – высокий показатель
14-18 – выше среднего
10-14 – средний показатель
6-10 – ниже среднего
2-6 - нижняя граница нормы
0-2 – очень слабый показатель.
Упражнение 3. Развиваем и проверяем кратковременную память. Внимательно изучите таблицу с цифрами в течении 20 секунд. Напишите все цифры, которые вы способны вспомнить. Норма, если вспомнили 7 и более цифр.
Память различают и по характеру психической активности, преобладающей в деятельности человека. Бывает наглядно-образная, она характеризуется преимущественно запоминанием изображений, цвета, звуков, лиц. Наглядно-действенная память фиксирует совершенные действия, операции, деятельность в целом. Эмоциональная память фиксирует чувства, переживания, эмоции. А вот словесно-логическая память фиксирует слова, понятия, определения, логику материала.
Упражнение 4. Подойдет для групповой игры. Почему-то в источниках оно называется «Ниньзя».
На стол выставляется не менее 14 предметов. Накрываем их платком. Собираем друзей вокруг и открываем предметы на 20 секунд. Закрываем платком. Задание – вспомнить увиденные предметы и записать их. Подсчитываем результат – норма 10 и более воспроизведенных предметов. А вот результат менее 7 говорит, что память надо усиленно тренировать.
Упражнение 5. Игра «Детектив». Только для группового выполнения. Делим группу на две команды. Первая выходит из комнаты, а вторая составляет словесный портрет преступника или разыскиваемого, например кота (напрягите фантазию и придумайте кого будете искать). Чем больше примет, особенностей вы укажете, тем веселей будет игра. Запишите приметы. После того, как портрет составлен, приглашаете первого участника от второй команды и зачитываете ему ориентировку. Далее, каждый участник второй команды последовательно передает приметы разыскиваемого персонажа. В конце обычно очень весело участникам обоих команд.
Интересной вам игры, а если статья заинтересовала вас, продолжайте читать статьи о развитии памяти на канале «С психологом под зонтиком» https://dzen.ru/a/ZcDhlRQzgAcikZnh?share_to=link и конечно же подписывайтесь и ставьте лайк (вам не сложно, а автору приятно).