А ещё, когда мы читаем ребёнку иллюстрированные книги, ему легче понять обращенную речь, он лучше слышит слова в целом и их окончания, что позволяет понять грамматические формы. Иллюстрации в книге помогут малышу понять услышанное. Ребёнок, которому регулярно читают, быстрее накапливает словарь. Но заметьте - регулярно! Прослушивание книг для малыша должно стать чем-то привычным. Поэтому начинайте читать ему книги максимально рано. Когда он только научится сидеть. Сначала буквально по 3 минуты. Но регулярно. А когда ребёнок подрастёт, семейное чтение, например, перед сном, станет вашей полезной традицией.
Чтение будет максимально продуктивным, если вы станете соблюдать простые правила:
1. Читайте ребёнку каждый день. Сначала примерно в одно и то же время. Лучше читать в первой половине дня, так как малыш ещё не устал, и, следовательно, концентрация его внимания выше, чем вечером.
2. Ребёнок должен быть сыт, в хорошем настроении, его ничего не должно тревожить и отвлекать.
3. Вы можете сесть рядом с ребёнком, приобнять или можете посадить его в стульчик для кормления, а сами устроиться напротив. Малыш будет видеть ваше лицо, а следовательно, лучше понимать слова, опираясь на вашу артикуляцию и смысл услышанного, на вашу мимику. Книга с иллюстрациями должна лежать перед ребёнком.
4. Читайте эмоционально, выразительно, в нормальном темпе.
5. Активно используйте естественные жесты (иди, кыш, стоп, тут). Они помогут ребёнку понять услышанное и лучше удержать внимание.
6. Подбирайте правильные книги (качественные, с красивыми иллюстрациями, грамотным и понятным по возрасту текстом).
7. Не бойтесь упрощать и менять текст. Ведь наша основная задача заключается в том, чтобы ребёнок слушал нас. А как только малыш перестанет понимать, о чём ему читают, интерес и внимание сразу же пропадут.
8. Если ребёнку уже около двух лет, обсудите с ним прочитанное. О ком книга, каковы действия героев. Изобразите героев, их действия. Задайте малышу вопросы по книге. Если он пока не говорит, используйте закрытые вопросы (вопросы на которые можно ответить только "да" или "нет"). Малыш в качестве ответа может покивать или покрутить головой.
9. Рисуйте, лепите, делайте поделки и аппликации после чтения. При помощи этого вы сможете выяснить, понял ли ребёнок, о чём вы ему читали.
Что лучше читать ребёнку? Конечно, это потешки, простые ритмичные стишки, которые мы с вами помним с самого раннего детства. Например:
Ах ты, совушка-сова,
Ты, большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
(В обработке К. Чуковского)
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром -
Заливать кошкин дом,
А лошадка - с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка - с листом.
(В обработке О. Капицы)
Это могут быть сказки, короткие рассказы, просто комментарии к картинкам (описание картинок).
Книги для малышей нужно подбирать максимально простые. Под каждой иллюстрацией должно быть одно предложение.
Также вы можете делать свои книги вместе с ребёнком по интересным, значимым событиям, которые происходили с ним, или на интересную тему.