Культурное мероприятие у нас с мужем намедни случилось. Да и не случилось бы, если бы не моя настойчивость.
Дали этим женщинам два выходных, так они прямо с ума посходили. Убивают время как попало. Вместо того чтобы отдохнуть... В прошлое воскресенье потянула она меня на выставку. Вернисаж какой-то... Я думал - музей как музей. А это не музей, а хуже забегаловки: горячего нет, один сыр и кофе.*
Но… уговоры были недолги, билет куплен на сайте (теперь по сеансам вход), отправились на Волхонку, в Пушкинский музей, несмотря на пугающий циклон «Ольга». Да ничего, не засыплет, нас засыпать трудно, не дождётесь…
Если есть возможность, нужно идти в музей утром (работает с 11-00), к обеду посетителей прибавляется, а на вечер и билетов не купить. А, если посидеть и разложиться (не с бычками, конечно, а с мольбертом),
В Греческом зале, в греческом зале, как вам не стыдно!
... Кто Аполлон?.. Я - Аполлон? Он - Аполлон? Ну и нехай себе Аполлон... Повесил я ему авоську на руку, а куда вешать, на шею?!*
то нужно, конечно и место занять перед соответствующей скульптурой.
Вешать - не вешать, не знаю, а гипсовая копия статуи Давида Микеланджело, грандиозна. Прорисовка деталей восхищает, даже вены на руках проступают. В этот раз мое внимание было заострено на деталях. Такая работа Микеланджело, проделанная более 500 лет назад, требует лишь поклонения и обожания, на мой взгляд.
Да и остальные копии мировых шедевров сами по себе являются произведениями искусства, поскольку выполнены качественно для того, чтобы широкие массы населения могли познакомиться с великими произведениями европейского искусства, не выезжая из Москвы.
И именно таким был задуман музей Изящных искусств при Московском университете профессором кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктором римской словесности и историком искусства, профессором И.В. Цветаевым, по совместительству, отцом известной поэтессы.
Вот, что писала Марина Цветаева о дне открытия музея 31 мая 1912 года:
Мнится, что сегодня вся старость России притекла сюда на поклон вечной юности Греции. Живой урок истории и философии: вот что время делает с людьми, вот что — с богами. Вот что время делает с человеком, вот что (взгляд на статуи) — с человеком делает искусство. И, последний урок: вот что время делает с человеком, вот что человек делает со временем.
Сегодня у меня не совсем серьёзная статья, если заметили. Обязательно в следующей публикации будет виртуальная прогулка по Пушкинскому музею, уже вполне серьезная, без моих комментариев (а кто я такая, чтобы давать комментарии мировым шедеврам). Исключительно для визуализации тем, кто давненько там не бывал.
Я сама была в последний раз в Пушкинском с дочерью, когда той лет 12 было. Она в то время серьезно увлеклась Египтом, поэтому мы изучили все, что было выставлено в египетском зале. После поездки в Каир на пирамиды, правда, вся дочкина страсть испарилась. Не оправдали, так сказать)))
Я и сейчас надолго там зависла, особенно, меня мумии привлекли и саркофаги. Сколько лет прошло, а рисунки, как будто вчера наносились. А еще изучала египетские символы, в кроссвордах часто встречаются эти названия. Но… мне это не дано, уже половину забыла.
В одном из залов мой взгляд упал на картину «Евангелист Марк» работы голландского мастера Франса Халса, она напомнила мне другую картину, похищение которой (в реальности это произошло именно в Пушкинском музее) стало сюжетом фильма «Возвращение Святого Луки». И художник тот же, и 1625 год написания картин совпадает. Так что я почти не ошиблась.
- Это итальянская живопись семнадцатого века!
- Ты не поняла - говорю,
- Я тебя не спрашиваю, где брала живопись, я спрашиваю, штопор есть?
- Вы понимаете, что вы говорите, здесь вокруг живопись!
- Понимаю, а ты без штопора можешь открыть? Я же об пол буду стучать, мешать. А вокруг живопись...*
Почему-то гуляя по Итальянскому дворику Пушкинского музея, мне представилось, что именно здесь снимали картину «Старики-разбойники», хотя, поискав информацию, точных сведений не нашла.
Итальянский дворик вольно передает тип внутреннего дворика итальянского палаццо 15 века и является введением перед залами скульптур итальянского Возрождения. Во Флоренцию попасть нынче дорого и проблематично, а здесь за 500 рублей (стоимость взрослого билета, льготный – 300 рублей) можно сразу окунуться в разные эпохи, страны и города.
Вообще у меня было много ассоциаций в это посещение. Поскольку в Лувре и соборах Германии я была позднее последнего своего посещения Пушкинского, было стойкое дежавю в некоторых залах.
Когда я из гробницы вылез, еще мог экскурсию продолжать, хоть в паутине и в бычках... Но они исчезли. Так что воспринимал в одиночку... Поковырял того грузина - мура, опилки, дурят людей.
А тот железный, что на лошади сидел,- тот ничего, крепкий... Меч я у него из кулака вырвал, а щит рвал, рвал, не идет - неплохое качество!*
Атмосфера в музее замечательная, недаром многие приходят сюда просто отдохнуть – посидеть перед любимыми произведениями, помедитировать, помечтать…
Что могу сказать от себя… здесь позволю себе фразу из моего любимого фильма «Покровские ворота» – современное «искусство в большом долгу». Судя по выставленным слепкам Пушкинского музея, в незапамятные времена люди имели красивые фигуры и одухотворенные лица, скульпторы передавали все в точности с натуры (здесь почему-то вспомнились современные глыбы, выдающие себя за скульптуры, наводняющие сегодня парки и скверы), работы были проделаны колоссальные, и я мысленно снимаю шляпу перед их талантом. Но, как говорится, «художника обидеть может каждый»…
- Чего орешь, ты, мышь белая?.. Ты здесь каждый день дурака валяешь. А мне завтра на работу. Стакан бы лучше вынесла... Видишь, человек из горлышка булькает?!
... Что селедку?.. Кто селедку?.. Какую селедку?.. Ну, селедку развернул у него на плече... А, что ему сделается? Двести лет стоял, еще простоит, а у меня выходной кончается, поймешь ты, коза старая?!*
Смотрительниц музея много, в каждом зале по одной, есть и мужчины. Никакие они не «мыши», сплошь интеллигентные приятные лица, следят за порядком, но ненавязчиво. Да и публика приличная, как герой монолога в исполнении Аркадия Райкина, вокруг шедевров «для закусить» не располагаются.
*В статье были использованы отрывки из монолога Михаила Жванецкого «В Греческом зале», который он написал специально для Аркадия Райкина.
Теперь, говорят, в Большом театре "Столичная" появилась, только билет на "Чародейку" надо брать. Почем же у них сто грамм получается?*
Засим, прощаюсь.
С юмором по жизни, Ваша К*.