Найти тему

Практические упражнения для коррекции дислексии

Оглавление

По статистике, примерно каждый десятый человек в мире имеет признаки дислексии. Но при этом проблемы с чтением и письмом часто списывают на лень и невнимательность. Некоторые родители склонны считать, что с возрастом ребёнок «перерастёт» эти трудности. Однако, дислексия – это не болезнь роста и не последствие плохого воспитания. Это – особое состояние, связанное с нарушением нейронных связей между центральной и периферической нервной системой.

Проявления дислексии варьируются от человека к человеку. Корректировать это состояние лекарственными или оперативными методами невозможно, но дислексия неплохо поддаётся коррекции при помощи особых методов обучения и упражнений. В особенности, если она была выявлена в раннем возрасте.

Способы коррекции дислексии

Самый распространённый подход в исправлении дислексии у детей – мультисенсорный, задействующий зрение, осязание и слух. Таким образом мозг создаёт ассоциации, упрощающие понимание и запоминание абстрактных образов. Рисование пальцем на песке, лепка букв из пластилина или начертание их рукой в воздухе сочетают в себе зрительный, осязательный и кинестетический опыт.

Эти упражнения улучшают распознавание букв и фонем, помогают разобраться со сложностями речи. Данная методика разработана ещё в 30-х годах прошлого века и носит название Ортона-Гиллингем по имени разработавших её врачей, Сэмюэля Ортона и Анны Гиллингем.

Широко известен также метод Рональда Дейвиса, принятый на вооружение в 40 странах мира. Он предполагает, что дислексия – это не нарушение, а особый склад интеллекта. Поэтому суть коррекции дислексии по методу Дейвиса состоит не в «перенастройке» человека, а в том, чтобы задействовать его таланты и сильные стороны.

Подход Дейвиса строится на осмыслении, а не на механическом заучивании, что позволяет человеку контролировать своё состояние, не пользуясь никакими внешними устройствами или книгами с крупным шрифтом.

Методика Александра Корнева базируется на раннем выявлении дислексии. Он разработал онлайн-платформу для дистанционной коррекции этого состояния – SLOGY. В основном она предназначена для школьников младших классов, уже умеющих читать, и представляет собой комплекс упражнений, оформленный в виде игр.

Методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе состоит из разработанных ею психофизических упражнений, помогающих активизировать функции головного мозга. Одним из основных таких упражнений является графокоррекция: авторская система улучшения письма и навыков чтения при помощи цветных карандашей.

Все эти программы объединяет одно: сделать так, чтобы ребёнку с дислексией было удобно читать, а обучение приносило положительный опыт.

Комплексный подход к управлению дислексией

Дислексия представляет собой неврологическое нарушение, которое влияет на умение правильно читать и писать. Это может вызывать проблемы с обучением и в дальнейшем негативно отразиться на профессиональной карьере.

Дислексия – это такое состояние, которое нельзя вылечить, ведь это не болезнь, но его можно взять под свой контроль. Управление дислексией должно включать в себя следующие составляющие:

  1. Подобранная индивидуально программа коррекции;
  2. Эмоциональная поддержка;
  3. Адаптация.

У дислексиков наблюдаются самые различные формы нарушений чтения и письма, а также их комбинации, поэтому коррекция будет эффективной только при индивидуальном подходе. В его основе лежит тщательное обследование. При этом тестирование направлено не только на обнаружение признаков дислексии, но и на выявление сильных сторон личности. Использование преимуществ в процессе обучения позволяет успешнее справляться с трудностями.

Другим важным фактором будет создание благоприятного эмоционального фона. Люди с дислексией, особенно дети и подростки, могут чувствовать себя недостаточно умными, хотя исследования показывают, что их IQ зачастую даже более высокий, чем у сверстников. Нужно открыто говорить с ребёнком о его состоянии, научить его признавать свои особенности и видеть свои таланты.

Прогресс принёс миру множество замечательных технологий и устройств, которые могут улучшить жизнь дислексикам. Некоторые из них могут быть совсем простыми, как прозрачные полоски из цветного пластика, помогающие сфокусировать взгляд на тексте. Другие – гораздо более сложные, как системы преобразования текста в речь. Электронные книги позволяют подбирать комфортный размер и тип шрифта. Компьютер или планшет предоставляют доступ к огромной коллекции развивающих игр. Важно лишь провести грань между тем, чтобы пользоваться современными технологиями и полностью на них полагаться.

Упражнения для коррекции дислексии

Упражнения в игровой форме – это отличный способ вызвать интерес к чтению и при этом заставить работать смекалку и эрудицию. Есть множество простых и в то же время эффективных занятий, которые можно выполнять дома с детьми.

Вот несколько упражнений, которые легко включить в повседневную жизнь:

  • Мультисенсорный опыт. Ребёнок может чертить буквы в воздухе, лепить их из глины, теста или пластилина, рисовать пальцем на запотевшем стекле. Главное – использовать при этом одновременно несколько органов чувств.
  • Прослушивание аудиокниг. Аудиокниги помогут пробудить интерес к литературе и одновременно повысить словарный запас. Одновременное чтение и прослушивание улучшает распознавание букв и слов, повышает беглость речи.
  • Словесные игры и головоломки не только делают обучение увлекательным, но и улучшают словарный запас и навыки правописания. Таких занятий – огромное множество, от простых кроссвордов до игры «Поле чудес».
  • Рассказывание историй направлено на то, чтобы ребёнок развивал своё воображение, визуализируя истории. После прочтения или прослушивания рассказа ему можно предложить нарисовать или пересказать своими словами то, что он понял. Упражнение укрепляет когнитивные навыки и развивает творческое мышление, даёт стимул к самовыражению.
  • Занятия на внимательность и концентрацию вроде собирания паззлов или конструктора LEGO развивают мелкую моторику и помогают повысить усидчивость. Кроме того, ребёнок учится следовать инструкциям, что полезно при сочетании дислексии с некоторыми формами СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности).

Распознавание фонем (звуковых единиц речи) происходит в средней височной доле левого полушария мозга. Этот процесс представляет сложность для людей с дислексией, поскольку у них нарушено взаимодействие между отдельными частями мозга. Специально разработанные упражнения помогают им развивать систему визуального декодирования образов.

Наиболее эффективными упражнениями при дислексии будут те, которые обучают мозг распознавать буквы слева направо и сохранять правильную последовательность. Таким образом мозг создаёт мысленные ассоциации между тем, как слово звучит, как оно выглядит и что оно обозначает.

Упражнение направленное на коррекцию дислексии: освоение символов (он=>подарок)
Упражнение направленное на коррекцию дислексии: освоение символов (он=>подарок)

Одним из основных упражнений такого рода является определение количества слогов в слове. Взрослый произносит слово по слогам, а ребёнок повторяет за ним, хлопая в ладоши на каждом слоге. Если малыш умеет считать, то он должен назвать количество слогов. Если он умеет читать, то должен самостоятельно прочесть вслух слово по слогам.

Другое упражнение состоит в намеренном пропуске слога в слове. В зависимости от возраста ребёнка и его умения читать оно может выполняться различными способами. Например, на рисунке с коровой написано: «КО_ВА», и ребёнок должен указать, какой слог пропущен («РО»). Школьнику можно дать несколько вариантов на выбор и предложить обвести карандашом правильный слог.

Замена слогов – это ещё одно упражнение, развивающее артикуляцию. Из карточек или специальных кубиков составляется слово, где один слог – неправильный. Ребёнку следует самостоятельно найти карточку (кубик) с нужным слогом и заменить неправильный. Вариант для более старших школьников – это несколько слов, напечатанных на листе бумаги, где верные варианты чередуются с неверными. Необходимо исправить все ошибки.

А вот – небольшие задания на правописание, которые заставят детей подумать и проявить любознательность:

  • Произнести какое-то необычное слово (например, название зарубежного города) и предложить его написать. Рассказать ребёнку, откуда произошло это название и почему оно пишется именно так.
  • Попросить детей назвать пять слов, которые им трудно написать. Предложить им соревноваться в поиске таких слов. После этого устроить грамматический разбор с использованием разных шрифтов и цветов.
  • Взять любой упорядоченный набор слов – например, дни недели. Сделать два варианта: один – правильный, а другой с перемешанными внутри буквами (например, «Пондеельник» вместо «Понедельник». Потом смешать эти два набора между собой и попросить учеников найти «испорченные» слова в каждом из наборов.

Физическая активность при дислексии тоже очень важна, потому что она улучшает снабжение мозга кислородом, развивает координацию движений и моторику. Это ещё и отличный способ сбросить напряжение, почувствовать себя более уверенно и свободно. Конечно, физические упражнения сами по себе не могут полностью справиться с дислексией, но они являются полезным компонентом программы по её исправлению.

-3

Спортивные игры с детьми можно устраивать как с различным инвентарём, так и без него. Например, простейшая игра в «классики» хорошо развивает координацию и равновесие. А при наличии мяча и босу (балансировочного диска для фитнеса) можно устроить соревнование: кто продержится дольше. Нужно встать на босу и бросать мяч в стену, стараясь поймать его и одновременно сохранить равновесие. Можно перебрасывать мяч из руки в руку, постепенно заставляя его подниматься всё выше в воздух, или попытаться жонглировать двумя небольшими мячиками.

Постоянная практика при эмоциональной поддержке со стороны семьи помогают людям с дислексией полностью раскрыть свой потенциал. Упражнения, проводимые дома, помимо всего прочего помогают детям укреплять свои навыки в комфортной обстановке. Такие упражнения могут включать в себя мультисенсорный опыт, игры в слова, прослушивание аудиокниг, различные мнемонические приёмы и задания, направленные на пополнение словарного запаса.

Терпение, поддержка и позитивный настрой играют важную роль в жизни людей с дислексией. Они помогают им получать радость от обучения и укреплять уверенность в себе, что, в свою очередь, является стимулом на пути к успешному будущему.

Предлагаем пройти
онлайн-тест на дислексию для детей и взрослых. Вы сами сможете сделать первые выводы и при необходимости обратиться к нам в Центр коррекции дислексии.