ТРИЗ сделали для инженеров, но для бизнеса он работает плохо. Но есть другой похожий метод, который реально работает.
Начну с темы структурно-диалектического анализа.
Эта штука прямо сейчас развивается или разваливается у нас где-то на задворках пары университетов.
Зачем нужен. Метод исследует возможности человека мыслить в другой парадигме. Вместо ты-мне и я-тебе (последовательной логики), он вводит понятие противоположности. Каждая противоположность делает воспринимаемый мир намного богаче.
Как работает
Объясняю по простому. Вам нужно придумать две противоположности. Признак противоположности - выбираете самостоятельно. Например, дверь и стул могут быть противоположны по принципу: стоит на входе, стоит в комнате. Или вертикальный и горизонтальный или еще какие-то. Важно только выбирать так, чтобы в связке отсутствовала частица "НЕ".
Например, нельзя "Синий и НЕ синий" или "Вертикальный и НЕ вертикальный".
Далее вам надо придумать понятие или предмет, который будет иметь признаки обоих исходных понятий и затем придумать к этому предмету еще одну противоположность
В качестве самого простого примера вот такая схема:
Берем день и противоположность к нему – ночь. Что является тем, что имеет признаки и дня и ночи? Если двигаться от дня к ночи, то день переходит в ночь через закат. Поэтому пишем сверху "Закат". А ночь переходит в день через рассвет, поэтому внизу пишем "Рассвет". Вот и все. Прикол еще в том, что Закат и Рассвет - тоже противоположны друг другу!
Пример
Возьмем понятие "полное офигевание" – это состояние, когда человек испытывает сильные эмоции и шок. К нему диалектической противоположностью может быть "апатичное равнодушие" – это когда человеку все равно на то, что происходит вокруг. Теперь представим, что A = "Полное офигевание", а B = "Аппатичное равнодушие".
Сделаем операцию по объединению = А+B, тогда получится новое понятие AB: «Ошеломленное равнодушие» - это состояние, когда человек испытывает настолько сильное офигевание, что в итоге становится равнодушным к окружающему миру.
Теперь сделаем операцию по объединению = B+А. Получим «Аппатическое офигевание» - это состояние, когда человек настолько равнодушен и аппатичен, что даже при сильном эмоциональном воздействии (офигевании) его реакция остается нейтральной и равнодушной.
Фишка в том, что крутить этот круг можно несколько раз. Давайте это сделаем! )
Теперь пусть С = Ошеломленное равнодушие, а D = Аппатическое офигевание.
Сделаем операцию объединения = С+D, получим «Аппатичное ошеломленное равнодушие» - это состояние, когда человек так сильно офигевает, что становится равнодушным, но в то же время ошеломлен этим равнодушием.
Сделаем операцию объединения = D+C, получим «Ошеломленно аппатичное офигевание» - это состояние, когда человек настолько ошеломлен и офигевает от происходящего, что это ведет к аппатическому равнодушию, и это равнодушие в свою очередь вызывает еще большее офигевание.
На этом остановимся)) Дальше объединять уже сложновато) Чувствуете насколько обогатилась картина мира от уровней офигевания? Вот примерно так это и работает.
Как использовать на практике
На самом деле здесь очень много вариантов применения.
1. Создание новых продуктов
Допустим вам надо придумать новую услугу по созданию презентаций. Берем связку противоречий: обучение и работа под ключ. В первом случае эксперт только рассказывает, а во втором – делает.
Делаем круг и получаем:
Вот у нас появилось два продукта. Оба, кстати, я давно и успешно провожу.
Таким же образом можно придумывать любые продукты и даже изобретения.
2 . Создание креативных концепций
Тут прям целое поле возможностей. Можно генерировать очень креативные связки для рекламных акций. Пробуйте
3 . Решать проблемы бизнеса
Это очень крутая методика для решения проблем в бизнесе. Любую проблему с продажами, например, можно представить в виде противоречия, решить его и в итоге сгенерировать новую бизнес-стратегию.
Вот один из примеров по взаимодействию маркетинга и продаж:
Есть еще куча других применений.
Подписывайтесь на канал, если вам интересны нестандартные креативные механики.