Найти в Дзене
Записки москвитянина

КАРЛСОН – НЕ ЖУРНАЛИСТ?

УСТАРЕВШИЙ РОССИЙСКИЙ ЗАКОН О СМИ: ДА!

Вот интересно: вокруг Такера Карлсона вспыхнул профессиональный спор, который и нам интересен. Кто ж он?

Все американские крупные СМИ заорали в один голос: «Такер Карлсон – не журналист! Даже близко не журналист», - бушует ведущая CNN Эбби Филлип. Чернокожая дама раз десять повторила: «Он все врет!». А сама?

Но суть -то высказывания профессионально-формальная: он никого не представляет, просто, мол, нанятый Трампом болтун, блогер.

Самое смешное, что на стороне хулителей Карлсона… российский Закон о СМИ, который был принят, когда новые медиа были в зачатке. С тех пор он латался, уточнялся под напором времени, разбухал от поправок, но оставался всё таким же нафталинным и безнадёжно устаревшим!

Вот – монстр Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по её уполномочию». Ясно?

Так что по российскому, дико устаревшему закону о СМИ, принятому после госпереворота и развала державы – Карлсон и впрямь НЕ ЖУРНАЛИСТ! Более того, не журналист и главный по прессе – пресс-секретарь президента Д. Песков – он же никакой редакцией не уполномочен, а вещает.

И никого этот парадокс не волнует, новый Закон о СМИ – не создаётся. За что А. Хинштейн в Госдуме и чиновники в минцифре огромные деньги получают?

Гости в программе В. Соловьёва начали твердить: «Это ложь. Он – журналист. Он = публицист, который…». Кстати, в прежние времена в русской журналистике очень внятно разводились понятия "журналист" и "публицист". "Журналистами", «репортёрами» называли всех, кто имел отношение к производству массовой информации, это слово имело либо нейтральную, либо слегка ироническую эмоциональную окраску – «репортёришко». Титулом "публицист" награждали автора солидных изданий, а то и книг, который действительно влияет на общественное сознание, рисует картину мира, предоставляя незаёмные объяснения и выстраданные оценки по волнующим общество проблемам. Рыночные отношения и информационные технологии добили почти это понятие. Теперь слово "публицист" приобрело какой-то трудно уловимый насмешливый оттенок. Тем более, что теперь тычут в глаза главный аргумент: да кто тебя читает, а вот у Бузовой, (у Собчак, у Дудя...) - миллионы читателей. А они - читатели?

Автограф КАрлсона на раритетной открытке из СССР
Автограф КАрлсона на раритетной открытке из СССР

Как писал писал публицист Максим Горький в очерках про Америку: люди идут на зов «Жёлтого Дьявола», покупают не нужные им вещи, смотрят отупляющее зрелища. «О людях страшно и больно говорить» - пишет Горький.

А публицистика и настоящая журналистика - о людях

Журнали́стика (от фр. journaliste, из фр. journal, от лат. diurnalis, diurnalе — «ежедневное известие, весть» [1]; слово по образованию русское — сбор фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Создание информационной картины и её представление в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию. Публици́стика (от лат. publicus — общественный) — род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества; именно она стояла у истоков отечественной журналистики, тесно связанной с литературой.

Публицист, в идеале, независим, умеет не стандартно мыслить, выразительно писать, не скрываясь за вымышленными героями. Делать самое трудное - доносить правду!

Ясен Засурский, президент факультета журналистики МГУ, который руководил журфаком 42 года, заявил: «Блогеры никогда не победят традиционных журналистов — они находятся в разных информационных нишах. И печатная журналистика не умрет. Пресса очень многогранна, и эта многогранность будет развиваться дальше».

Утверждение – спорное. И пока блогер Карлсон победил журналиста! За его каждым шагом в Москве следили, фоткались, просили автограф, не читая при этом ни единой строки журналиста. Но верят – он донесёт правду. Антон Чехов, который иронизировал над репортёрами нового времени, был великим публицистом – один «Остров Сахалин» чего стоит! – в донесении правды сомневался.

-3