Найти тему

Почему так скромно, Марат, только 18% снижения аварийности???

Масштабную программу модернизации ЖКХ, о которой заявил Марат Хуснуллин, комментирует лидер движения «Народный жилищный инспектор» Сергей Креков:

- Как вы считаете, возможно ли в России сейчас провести «глобальную модернизацию системы ЖКХ», достаточно ли ресурсов у нас?

Проблема не в недостаточности ресурсов, а принципах, на которых они выделяются. И с тем походом, с которым это делает действующий вице-премьер, таких средств нет в природе. Я напомню, на встрече с Президентом России курируемый Маратом Хуснуллиным министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин заявил, что в 2023 году «в систему ЖКХ из разных источников мы истратили и направили 337 миллиардов рублей.»

Заявленная сумма внушительна, если принять во внимание тот факт, что из федерального бюджета на 2023 год планировалось выделит всего 30 миллиардов. Вот как эти планы комментировал в 2022 году Марат Хуснуллин: «пока дополнительные деньги предусмотрены в размере 30 млрд рублей на следующий год для раскрутки, 100 млрд — на 2024-й и 150 — на 2025 годы.

Если мы вложим примерно 280 млрд рублей и привлечем такую же цифру дополнительно, то 500-600 млрд – это уже серьезная программа, за которую можно уже получить заметное улучшение».

Другими словами программа модернизации, рассчитанная вице-премьером, только в 2023 году была профинансирована более, чем на половину от запрашиваемой им суммы. Результат – резкий рост аварий на коммунальных сетях и экономический ущерб, который еще предстоит оценить!

Страшно представить после какой суммы, потраченной на модернизацию системы ЖКХ, начнутся позитивные изменения и будет снижаться число аварий на коммунальных сетях! Убежден, что такой суммы не существует! Как при подобном уровне финансирования можно было добиться таких провальных результатов???

Кроме того, следует отметить, что решение этой задачи не является приоритетной для ресурсоснабжающих организаций, как бы странно это не звучало. Дело в том, что объем поставленных ресурсов потребителям определяют нормативы, утвержденные государством. Следовательно, нет прямой связи между снижением уровня аварийности и потерь на сетях и доходом РСО. Интересный факт, что потребители оплачивают потери на сетях не только в тарифной составляющей, но и нормативном объеме потерь. Это, в первую очередь, характерно для поставки тепловой энергии.

Пример: ПАО «МОЭК» в своём годовом отчете за 2021 год сообщило, что отпуск тепловой энергии вырос на 22,1 % по сравнению с 2020 годом и составил 95 254,13 тыс. Гкал, при этом потери тепловой энергии при ее транспортировке, распределении и сбыте потребителям составили в 2020 году 5 878,03 тыс. Гкал, а уже в 2021 году 8 471,62 тыс. Гкал. Объем потерь, выставленных потребителям для оплаты, вырос на 44,1%! Это увеличение в два раза больше, чем начисления за поставленное тепло!

Прибавьте к этому тотальную коррупцию в сфере ЖКХ, и можно удивляться тому, что тепло вообще еще есть в наших домах, пусть и с перебоями. Каждый раз, когда я думаю, что хуже быть не может, ЖКХ удивляет меня новыми уровнями дна!

- Что, на ваш взгляд, подразумевает Хуснуллин, заявляя о том, что 2024 год станет переломным для ЖКХ – какие изменения готовятся?

Вот например, что говорил Марат Хуснуллин в 2020 году в интервью «РИА Новости»: «В прошедшие шесть месяцев я в первую очередь занимался антикризисными мерами и сокращением админбарьеров, но во второй половине года я хочу вплотную заняться проблемами ЖКХ.

Мы можем использовать какие угодно громкие фразы о реформировании жилищно-коммунального хозяйства, но если в доме нет горячей или холодной воды, то никому такая реформа не нужна. И когда происходят аварии, и ты сидишь без тепла, то тоже как-то странно говорить, что ЖКХ меняется.»

Напомню, что фразеологизм «ЖКХ меняется» с соответствующим хэш тегом #жкхменяется использовала предыдущая команда, которая запустила процесс передачи муниципальных коммунальных предприятий по всей стране на безвозмездной и бесконтрольной основе в государственно-частное партнерство. В отопительном сезоне 2023 – 2024 годов они показали себя во всей «красе»!

Я Вам открою страшный секрет ЖКХ – чем хуже, тем лучше! Начиная с федеральных чиновников, заканчивая местными властями и ресурсоснабжающими организациями, - все они заинтересованы в том бардаке, которой творится в сфере ЖКХ, поскольку на решение созданных ими проблем можно получить все большее и большее финансирование. На моей памяти это уже третья команда, курирующая эту сферу, а суть не меняется.

Исходя из этой незамысловатой логики, могу утверждать, что речь вице-премьер Марат Хусунуллин ведет о выделении дополнительных средств, необходимых для решения проблемы роста числа аварий на коммунальных сетях.

- Цитата Хуснуллина: «Где-то рост выше и хотят повышать, а где-то есть, например, лимит в четыре процента, а регион повысил на три. Да, он сделал хорошо для людей, но отрасль ЖКХ разорил, нет денег на инфраструктуру» - на сколько, на ваш взгляд, разница в 1-2% процента между лимитом и установленным регионом тарифом реально может «разорить» отрасль и отразиться на модернизации инфраструктуры? Устанавливаются ли лимиты с учетом изношенности сетей и, соответственно, необходимого объема финансирования ремонтных работ? Если нет – на что ориентируются при установлении лимитов, на сколько они соответствуют реальности?

Позиция ФАС России по данному вопросу «Возникновение кассовых разрывов в условиях необходимости исполнения своих производственных программ, соблюдение необходимого уровня надежности и качества предоставляемых услуг, а также выполнения мероприятий инвестиционных программ, неизбежно повлекут привлечение ресурсоснабжающими организациями заемных средств.

Таким образом, снижение уровня запланированной индексации платы граждан за коммунальные услуги и тарифов может усугубить положение таких организаций.»

Следовательно, при индексации тарифов никто даже не учитывает необходимость компенсировать рост расходов на модернизацию коммунальных сетей. Более того, я до сих пор не получил ответа на вопрос - почему бюджетные средства идут на ремонт сетей, по которым коммерческие компании поставляют коммунальные ресурсы на возмездной основе???

Ускорение темпов индексации тарифов в связи с износом сетей никак не решит проблему. В любом тарифе заложена инвестиционная составляющая, которая должна идти на ремонт сетей, но этого не происходит. Отсутствует контроль за целевым расходованием этого объема средств, следовательно, на сколько бы мы не повышали тарифы, проблема износа сетей и роста числа аварий решена не будет.

В качестве подтверждения этого утверждения можно привести в пример ситуацию с предприятиями государственно-частного партнёрства, у которых порядок индексации тарифов утвержден концессионным соглашением и зачастую значительно выше предельных уровней, ежегодно устанавливаемых Правительством России. Более того, эти соглашения подразумевают финансовые обязательства бизнеса по инвестированию в модернизацию и ремонт переданного им на безвозмездной основе муниципального предприятия.

В тоже время эти организации стали непременным участником коммунального апокалипсиса отопительного сезона 2023 – 2024 годов. Во многом плачевное состояние сетей у концессионеров обусловлено тем, что в стремлении максимизировать свою прибыль они сокращают до нуля расходы на ремонт и модернизацию, под сокращение попадают даже затраты, связанные с обслуживанием. Так, например, сокращается штатная численность персонала и т.п.

Все это становится возможным благодаря отсутствию контроля. Дошло до того, что они выводят на подставные компании поступающие средства от потребителей, а потом возвращают их под видом своих инвестиционных обязательств по договорам государственно-частного партнёрства. Ни рубля не вложив, получив бесплатно государственное имущество, в стремлении заработать гробят вверенную им коммунальную инфраструктуру, при полном попустительстве и отсутствии контроля!

- «Власти рассчитывают заменить 200 тыс. км ветхих коммунальных сетей и снизить уровень аварийности на 18%» - откуда могут быть такие точные цифры и реальны ли они? Много это или мало в действительности?

Общий износ по сетям оценивается в «Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.» так:

«Актуальной остается проблема ветшания сетей инженерно-технического обеспечения. Более 40 процентов линейных объектов сферы жилищно-коммунального хозяйства нуждается в замене (391 из 940 тыс. км. сетей), в том числе:

- сетей водоснабжения 43,4 процента (249 тыс. км. из 574 тыс. км.);

- сетей теплоснабжения 30 процентов (50 тыс. км. из 167 тыс. км.);

- сетей водоотведения 46 процентов (92 тыс. км. из 199 тыс. км.).

Кроме того, в Стратегии отмечается, что «текущее состояние систем централизованного теплоснабжения характеризуется недостаточными показателями надежности. А среди вызовов рост изношенности и аварийности объектов теплосетевого комплекса. При существующем удельном весе сетей теплоснабжения, нуждающихся в замене, составляющем около 30 процентов, фактически ежегодно обновляется только 1,5 - 2,2 процента. В то время, как необходимые темпы замены сетей теплоснабжения должны быть на уровне не менее 5 процентов в год.».

Если верить всему, что говорит вице-премьер Марат Хуснуллин, то получается, что, в случае реализации этого плана, про аварии на теплосетях мы можем вообще забыть, поскольку их нужно заменить 50 тыс. километров, а он планирует 200 тыс. км больше половины всех аварийных и ветхих сетей. В связи с этим хочется спросить - почему так скромно, Марат, только 18% снижения аварийности???

Если честно, у меня уже нет сил серьезно комментировать подобные заявления! Прошу прощения за сарказм и иронию, с учетом того, что в этот самый момент граждане России замерзают в своих квартирах. Всем тепла!!!