В первой части мы писали о том, что представляет из себя новый силовой агрегат для Т-80. В этой части продолжим рассказывать, для чего еще может пригодиться такая разработка и что могут получить танки Т-80 в ходе модернизации. Также рассмотрим один любопытный момент, касающийся применения ГТД-1500.
Сравнение дизельного двигателя и ГТД-1250
Во всем мире на сегодняшний день лишь две страны имеют на вооружении танки с ГТД: это Россия (Т-80) и США (основной танк М1 «Абрамс»). Остальные «знаменитости» («Леклерк», «Челленджер-2», «Меркава-4», «Леопард-2», Т-90, Т-14 «Армата») остались верны проверенному годами дизельному двигателю. Зачем же Вооруженным силам нужен танк с настолько необычным двигателем? Рассмотрим в сравнении с не менее интересной Х-образной разработкой для новейшего танка «Армата».
Для Т-14 был создан совершенно новый в технологическом плане силовой агрегат — дизель мощностью до 1800 л. с. — А-85-3А. Он имеет 12 цилиндров и построен по Х-образной схеме, что позволило уменьшить его габариты и массу.
Характеристики А-85-3А:
- Мощность — от 1300 до 1800 л. с.;
- Расход топлива — 160 г/л.с.ч;
- Масса — 1550 кг;
- Длина — 813 мм;
- Ширина — 1300 мм;
- Высота — 820 мм.
Таким образом, он компактнее, но тяжелее предыдущих V-образных танковых моторов, таких как В-92.
Однако ГТД-1250 по динамическим показателям превосходит дизельный двигатель. Силовой агрегат обладает высоким запасом газодинамической устойчивости, большим ресурсом, высокой надежностью, хорошей ремонтопригодностью и прост в обслуживании. В конструкции двигателя реализованы уникальные технические решения: автоматические системы удаления пылевых отложений с покрывных дисков рабочих колес центробежных компрессоров и с соплового аппарата турбины высокого давления, встроенный в конструкцию двигателя понижающий силовой редуктор. На двигатель может устанавливаться гидрообъемная передача, которая увеличивает маневренные и скоростные качества танка. ГТД-1250 может работать как на дизельном топливе, так и на керосине, бензине и их смесях.
Характеристики ГТД-1250
- Мощность — 1250 л. с.;
- Расход топлива — 225 г/л.с.ч;
- Масса — 1050 кг;
- Длина — 1494 мм;
- Ширина — 1042 мм;
- Высота — 888 мм.
Хочется отметить возможность использования ГТД в северных регионах. В отличие от дизельных двигателей, ГТД можно запускать и использовать не прогревая при -5°С и наблюдать бесперебойную работу при -40°С. Так для чего же мог понадобиться двигатель еще мощнее?
Если подумать, то такой силовой агрегат был бы вполне уместен на арктических версиях других российских тяжелых бронированных машин. В частности, на танке последнего поколения Т-14.
❗В связи с участившимися случаями ограничения наших каналов и непрозрачностью контентной политики Дзена мы занялись поиском альтернативных площадок для переноса публикаций. Вероятнее всего, такой площадкой станет приложение SFERA. Мы уже перенесли туда канал про Космос. А скоро в SFERA появится возможность добавлять длинные посты. В дальнейшем будет создан и сервис для статей.
Скачать мобильное приложение SFERA:
Полетит ли машина?
Подводя итоги, хочется сказать, что и без того удачный танк с двигателем ГТД-1250 не только возрождается, но и подвергается глобальной модификации. Уже сегодня на вооружении имеются танки Т-80БВМ, способные, как и другие российские серийные машины линейки Т-72 и Т-90, работать из орудия калибра 125-мм управляемыми противотанковыми снарядами. Танк оборудован новой дублированной гироскопической и цифровой системой стабилизации орудия, современным прицелом с тепловизионным каналом, имеет новейший навигационный комплекс и средства связи.
Т-80 получил и дополнительный усовершенствованный комплект динамической защиты, включая защиту верхней части башни, нижней лобовой части и надгусеничных полок. Вдобавок ко всему обновлённая версия танка оснащается комплектом противокумулятивных решеток, а погон башни защищен специальной сеткой с металлическими элементами от кумулятивных боеприпасов, по аналогии с танком Т-90М.
Из-за одинакового погона башни между Т-80БВМ и Т-90М «восьмидесятку» теоретически возможно оснастить литой башней от Т-90, которая имеет более приземистую форму и сильные углы наклона для защиты от снарядов, ее лобовая часть и крыша защищены элементами встроенной динамической защиты.
Помимо этого, танк оснащается заводской надбашенной противокумулятивной защитой, так называемым «мангалом», который способен эффективно противостоять дронам и западным ПТРК типа Javelin и NLAW, что и показали проведенные заводские испытания. Вишенкой на торте стало то, что Т-80БВМ в новой комплектации теперь имеет радиоэлектронный комплекс противодействия дронам «Волнорез», расположенный в передней части башни в области скул.
Получается, что модернизационный потенциал Т-80 оказался куда выше, чем у Т-72 и Т-90. Конструктивные решения, заложенные в машину, оказались более перспективными и даже, вероятно, применимыми на машинах нового поколения. К тому же ГТД-1250 остается единственным газотурбинным двигателем, с нуля разработанным специально для танка.
В действительности Т-80БВМ не хватает только нового, современного цифрового двигателя, которым и должен стать ГТД-1500. Возможно, именно с ним танки научатся летать по-новому. Но подробнее о перспективах нового двигателя и самого танка мы напишем в одной из следующих статей. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA