Вы когда-нибудь задумывались о том, к какому величию мог прийти тот либо иной человек, если бы его жизнь не оборвалась трагически на самом взлёте? Если нет, то моя сегодняшняя статья, посвящённая хоккеисту Евгению Белошейкину – как раз тот повод, чтобы впервые пустить поток мыслей по данному направлению.
Причина проста: когда Евгений достиг пика своей формы, его начали сравнивать с самим Третьяком. Более того, многие считали, что он будет даже лучше прославленного советского хоккеиста в самом ближайшем будущем…
… Увы, судьба распорядилась совсем иначе. Конечно, «ушёл» Белошейкин не из-за несчастного случая в широком смысле (хотя, смотря как посмотреть), а совершив огромную череду разнообразных глупостей. Но факт остаётся фактом – он почти достиг статуса легенды, но предпочёл пойти совсем другой дорогой, которая и привела его к пропасти.
И сегодня в рамках данной статьи вы узнаете самые главные подробности данной истории.
Преемник Третьяка
В 80-е годы прошлого столетия в СССР именно хоккей был самым главным и почитаемым спортивным направлением. Именно в ту пору Владислав Третьяк, который ныне занимает пост Депутата Государственной думы РФ и президента Федерации хоккея РФ, был очень талантливым действующим игроком, выступавшим за ЦСКА и сборную Советского Союза в качестве вратаря. Этот выдающийся спортсмен уже в 1984 году мог похвастаться тем, что является девятикратным Чемпионом Европы, десятикратным Чемпионом мира и трёхкратным Олимпийским чемпионом – практически недостижимые результаты не только для простого смертного, но и для самого одарённого атлета. Но годы брали своё – в 1984 году Владислав уже достиг возраста 32-х лет, что является критической чертой для действующего спортсмена.
Понимали этот факт и в руководстве ЦСКА. Именно поэтому главный тренер этого клуба – Виктор Тихонов, проанализировав показатели всех региональных спортсменов, остановил свой выбор на 17-тилетнем юноше из ленинградского СКА – Евгении Белошейкине, который вошёл во взрослый состав только в сезоне 1983-1984 года.
Евгений был «вынужденным открытием» регионального клуба. Два предыдущих вратаря - Сергей Черкас и голкипер Дмитрий Курошин (его первого поставили на ворота от безысходности), показали себя просто отвратительно, в результате чего ленинградский клуб опустился на самые низкие строчки турнирной таблицы. Именно поэтому вывести Евгения Белошейкина из юношеского состава и ввести во взрослый состав являлось тем решением, которое принимают исходя из позиции «хуже уже не будет».
Но в матче с лидерами турнира – московским «Динамо», сражение неожиданно для всех завершилось в ничью со счётом 2:2. И ничья состоялась только потому, что Евгений буквально врос в ворота и предотвратил огромное количество опасных прорывов к своей зоне ответственности.
Евгений Белошейкин в московском ЦСКА
Таким образом Евгений Белошейкин в очень юном возрасте влился в состав самого престижного клуба СССР. И в первый же сезон, приняв участие в половине игр клуба, превысил своей результативностью очень опытного Александра Тыжныха, словно старался оправдать, отработать столь высокое доверие, оказанное ему принятием в лучший клуб. К слову, именно Тыжных стал заменой Третьяку, который на тот момент ушёл из рядов действующих спортсменов. Именно поэтому результативность Белошейкина была как никогда важна.
В 1985 году Евгению было оказано ещё большее доверие и он был включён в состав сборной СССР. В 1986 году – первое звание Чемпиона и звание лучшего вратаря молодёжного Чемпионата мира, который в тот год проходил в Канаде. Но «молодёжный чемпионат» был только разогревом и весной того же года, выиграв в составе команды все 8 матчей, Белошейкин стал «взрослым» Чемпионом в первый раз, чем навеки вписал себя в историю клуба и породил столь лестное сравнение с самим Третьяком.
Особенно юнец отличился в финальном матче со сборной Канады, который прошёл 18 апреля 1986 года. Тогда советская сборная победила канадцев со счётом 4:0. И «0» - заслуга, практически целиком принадлежавшая именно Евгению. Тогда же ему и достался очень почётный номер «20», который раньше принадлежал его предшественнику – Владиславу Третьяку.
В дальнейшем повзрослевший и возмужавший вратарь смог завоевать ещё три чемпионских титула. И, конечно же, именно Евгений готовился отправиться на Олимпиаду в Калгари 1988 года, которая должна была стать главным стартом в его карьере.
На Олимпиаде, но вне игры
Однако судьба подготовила первый удар – на обычной тренировке, отыгрывая рядовую ситуацию, Белошейкин получил тяжелейшую травму – разрыв крестообразных связок. Дело в том, что на его ногу всем весом упал Валерий Каменский, который попросту не смог вывернуться в коротком полёте, чтобы не травмировать своего товарища по команде.
Формально Евгений Белошейкин всё-таки отправился на Олимпиаду и даже числился в списке участников. Однако все игры провёл в качестве зрителя – травма требовала очень длительного восстановления.
Так как травмированный вратарь был в составе сборной, свою Золотую медаль он получил. Но при этом звание Заслуженного мастера спорта ему так и не досталось ровно по той же причине.
Срыв на срыве
Юное неподготовленное сознание часто бывает неготовым к славе и ответственности. Евгений – лучший тому пример. В какой-то момент времени о нём стали так часто говорить, как о незаменимом игроке, что вратарь банально «поймал звезду» и начал всё чаще и чаще опаздывать на тренировки.
Месяц от месяца ситуация ухудшалась, а нарушения режима становились всё явственнее. В конечном итоге это привело к серьёзному конфликту с Тихоновым и в сезоне 1987-1988 года, несмотря на полное выздоровление, Евгению разрешили принять участие всего в 10 матчах (в двух предыдущих сезонах – 30 и 33 матча соответственно). Заслуженная «опала» продолжилась и в следующем сезоне, в результате чего Белошейкин смог записать себе на счёт только 14 игр, в которых уже просматривалось снижение его результативности в качестве вратаря.
Ситуация усугубилась ещё больше, когда Белошейкин всё чаще и чаще стал попадать в фокус внимания СМИ в негативных оттенках, становясь источником громких скандалов. Например, именно его в общежитии обокрали девушки «не тяжёлого» поведения, а также именно он «попался» гаишникам в нетрезвом состоянии за рулём. И это при том, что на тот момент времени «незаменимый» вратарь ЦСКА был уже женат.
Деградация
Вылет из сборной был стремительным – никто из советских спортсменов не имел права так себя вести. Но потом, как верно высказался один из товарищей по команде по фамилии Михайлов, Белошейкин продолжил «вколачивать гвозди в крышку собственного гроба», ввиду того, что начал совершать всё более серьёзные проступки.
В жизнь плавно ворвались «запои». «Возлияния» становились всё обильнее, всё громче и «грандиознее».
Товарищи по команде пытались всячески образумить взрослого мужчину, «выставляя на вид» и довольно подробно расписывая самые ближайшие негативные перспективы, если он не прекратит «загулы». Дошло до того, что Белошейкина даже пытались «кодировать», но бесполезно – тяга к спиртному была чересчур высока.
На этот момент времени за многочисленные проступки и нарушения Евгений был выведен из основного состава команды и над ним нависла очень реальная и осязаемая угроза полного вылета…
… и в 1989 году с великим позором практически полностью опустившийся игрок вернулся в состав ленинградского СКА.
Потеря всего
В ленинградском СКА некогда гениальный вратарь ещё выдержал два сезона – 1989-1990 и 1990-1991. И смог выдать несколько очень достойных игр. Особенно когда «в гости» приезжали американцы, которые на тот момент времени буквально «выбирали» всех лучших игроков в НХЛ.
Евгения заметили в игре против клуба «Вашингтон Кэпиталз». И именно тогда он получил свой второй шанс в жизни, влившись в ряды колпинского «Ижорца», откуда в 1991 году перешёл в канадский клуб "Эдмонтон Ойлерз".
Но там порыв иссяк окончательно и уже иностранные тренеры начали угрожать Евгению скорым разрывом контракта из-за множества нарушений. Да и сам Белошейкин, помимо известной проблемы, «собрал» достаточно травм, чтобы начать играть через боль, а не в удовольствие.
После закономерного «вылета» из иностранного клуба Евгений вернулся в Санкт-Петербург, где попытался найти себя в обычной профессии. К слову, с выпивкой удалось на время завязать, после чего некогда прославленный «преемник Третьяка» начал таксовать на собственных «Жигулях», чтобы хоть как то свести концы с концами. На тот момент Евгений уже был давно и прочно разведён. И справившись со спиртным нашёл себе новую женщину с несколькими дочками, с которой попытался выстроить нормальные отношения…
… и получилось бы, если бы «зелёный змий» вновь не спутал душу и разум.
Агония продолжалась до 1999 года. К тому времени Евгений уже предпринимал несколько попыток уйти из жизни понимая всю трагичность той ситуации, в которую попал. В 1999 году одна из попыток была доведена до конца – собственный ремень, дверь и предшествующий долгий загул в маленькой комнате общежития, где на тот момент длительное время один из лучших вратарей мира жил в гордом одиночестве.
Прах Евгения был упокоен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Человек, который мог стать легендой, затмив не только Третьяка, но и большинство прославленных советских и российских хоккеистов, окончил свою жизнь очень бесславно, став назидательным антипримером не только для игроков в хоккей, но и для всех прочих спортсменов, а также для простых людей.
Не забывайте ставить лайк, если понравилось и подписываться на канал, чтобы видеть мой контент чаще. Спасибо за прочтение, а пока рекомендую: