Найти тему

Парижский синдром японцев

Оглавление

№77

Говорят, ежегодно несколько японских туристов после посещения Франции обращаются к специалистам из-за ощущения повышенной тревоги, утраты возможности воспринимать краски мира и деперсонализации (пустота и потеря чувства собственного «Я», ощущение «наблюдателя» за жизнью, а не участника), некоторые из них доходят до психоза.

«Парижский синдром» впервые описали в конце 70-х, когда экономически окрепшие семьи страны восходящего солнца начали осваивать мир через бесконечные путешествия.

Сегодня уже более миллиона туристов в год из Японии приезжают во Францию, и их число растет. Некоторые из них оказываются сильно разочарованными.

Неожиданно обнаруживается, что не каждое утро французы пьют шампанское, мимы не блуждают по городу, не все ходят в одежде с подиумов, романтику приходится искать самим (тут особенно расстраиваются японки, ожидавшие чего-то особенного), в городе пандемия карманников, а граждане страны не такие уж приветливые и веселые, не говоря уже про нежелание общаться на других языках.

И самая большая катастрофа — рассинхронизация в правилах гостеприимства: от помощи в навигации на улице до обслуживания в ресторанах, которые кажутся базовыми для японской культуры. Возможно это объясняет, почему именно японцы так подвержены этому эффекту.

Короче говоря,

мир, показанный в массовом медиа, оказывается на проверку не таким красочным. И это несмотря на показанный образ противоречивого города в фильмах французской новой волны.

На нашем языке проектирования опыта и сервисов — нарушение одного из базовых гигиенических правил — «Синхронизация ожиданий» (причастным см. библиотеку инструментов RE-CO-IM by pdupd.co)

Но.
Участникам наших сессий и проектов хорошо известно про
постдемографическую модель потребления — стирание границ «опытов», благодаря более доступным медиа-каналам (прежде всего). И до событий 2020-22 годов этот тренд усиливался, т.е. вероятность появления «парижского синдрома» и подобных снижалась. Но мир столкнулся с новым разделением границ и созданием новых изолированных культурных центров, из-за чего мы фиксируем большее разделение на «наш» и «их» опыт, в следствие чего подобные синдромы скорее будут возникать чаще.

Кстати, существует и любопытный обратный эффект.

Называется «синдром Стендаля» или «гиперкультуремия».
Когда человеку так красиво, что организм не справляется с восторгом, и турист падает в обморок. Или возникает тревога и даже галлюцинации. Говорят, до 20 таких случаев фиксируется каждый год в музеях Флоренции.