«У каждого своя точка кипения» — Ральф Уолдо Эмерсон
Эта цитата стоит в моём статусе уже лет 15, и никуда не уходит. Как не уходит уже практически 20 лет из моей жизни Xenus. Казалось бы простой около-ролевой шутер, который стал жертвой амбиций и дэдлайнов, попыткой заскочить в достаточно насыщенный на релизы 2004-2005 года, желанием потягаться с Half-LIfe 2. До Сталкера было ещё два года. Думаю, разработчики могли бы отшлифовать и выпустить проект позже, но имеем, что имеем.
Неплохой вступительный ролик подводит нас к главному: пропала дочь, надо бы съездить этому чёртовому гринго, ветерану Иностранного легиона, в Колумбию и найти свою дочь.
Первое, что нас встречает в игре — обилие подсказок. Но не всегда всё бывает нативно для игрока (вспоминая видео, где иностранец не так давно впервые запустил эту игру и пытался играть в неё как в ГТА), но в основном ухватываешь быстро.
Модельки, текстуры, интерфейс был позаимствован у Deus Ex, Far Cry и даже были какие-то возмущения со стороны фанатов Half Life 2 из-за текстур. Однако не стоит забывать, что подобные базы имеют общие корни.
Ну а теперь немного о самой игре.
Перед нами экшн с большим количеством возможностей, ролевой системой и открытым бесшовным миром, что на тот момент было свежо. Есть 7 (а некоторые шутят, что 8) фракций, с которыми не желательно ругаться, но рано или поздно с кем-нибудь придется. Есть самолёты, лодки, гусеничная техника, вертолёты. Но для этого надо учиться. Просто так ты не сядешь и не поедешь. Изначально умеешь только в автомобиле. Здесь есть постоянный конфликт группировок, что можно наблюдать путешествуя по карте.
Квесты и сюжет.
Начну с одной из главных вещей. Сюжет не головокружительный, но тем не менее интересный. Он вариативный, есть несколько путей прохождения многих сюжетных (и не только сюжетных) квестов. Зависит только от толщины кошелька и умения задавать наводящие вопросы правильным людям. Дополнительные квесты — это один из способов заработать деньги. Но при этом нельзя сказать, что они однотипные и скучные. Всё же в данном плане создатели постарались прописать и проработать мир. Ветки диалогов обширные, могут привести к разным итогам. К примеру первый сюжетный квест: найти редактора и поговорить. Диалогами можно завести так, что он расскажет исключительно за деньги. А можно сразу взять быка за рога и пообещать ему большие неприятности, тогда быстро станет как шелковый. И таких вариантов прохождения — море.
Ролевая система.
Ну здесь не так всё однозначно. Есть умения, параметры. Часть из них работает, другая нет. Как образец: быть наркоманом и алкоголиком не сильно мешает игре. А вот подсесть на шприцы для восстановления здоровья — опасно. Чем выше привыкание, тем ниже эффективность. Но добрые врачи всегда готовы излечить. Сонливость — это способ промотать время. Опять же на персонажа не влияет. И вот из-за подобного различия в игре ощущается недоделанность.
Стрельба.
Она дубовая, но не так, чтобы совсем плохо. Оружие контролируется адекватно. Различные боеприпасы (дозвуковые, смещённый центр тяжести, бронебойные патроны), обилие самого оружия (от ножа и арбалета, заканчивая гранатомётом, динамитом и техникой). В этом плане разнообразия по уничтожению врага хватает. Главное следить, чтобы ствол был чистый и свеженький. Иначе начнёт клинить и давать осечки.
Мир.
Открытый мир в тот период всё же вещь, которая была затратна и трудна по реализации. Поэтому шаблонность присутствует. Места стычек группировок на дороге всегда одинаковы, места засад, когда валят деревья и вылетает братва со стволами, с желанием накачать свинцом Майерса. Но на это, будем честны, внимание не обращаешь. Всё же мир богат. Здесь есть и развалины былого величия индейцев (есть квесты по спасению их от вездесущих туристов), и военные базы официалов, тюрьмы, скрытые в зелени базы наркоторговцев и многое, многое другое. Путешествовать по этому можно на спорткаре, раздолбанных легковушках, и упомянутом обилии военной техники. Практически ничего не ограничивает игрока, кроме особой зоны возле финальной миссии.
Забыл, что к этому ещё здесь есть животный мир. В воде злые пираньи, на суше змеи, ягуары и пчёлы. Если у вас есть банка варенья, можно ненароком её разбить возле врагов и их закусают до смерти.
Не сказать, что мир живёт сам по себе (студия очень удачно дополнила небольшими элементами живости миру, к примеру, когда группировки ведут охоту друг на друга или на героя, переговариваясь по рации), но для того времени его вполне можно назвать живым.
Ну и музыка. Саундтрек лежит в отдельной коробочке и периодически переслушивается.
Можно много описывать эту игру, но, пожалуй, стоит просто попробовать и понять: Ваше или нет.
Автор текста: Валерий Тарасюк
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.