С 1 февраля 2024 года в силу вступили поправки в Федеральный закон, которые регулируют взаимодействие коллекторов с должниками. В чем суть нововведений?
МНОГО ЛИ ДОЛЖНИКОВ?
С каждым годом число неплательщиков по кредитам в России растет как снежный ком. В прошлом году их количество превысило 21 млн человек, это на 22% больше по сравнению с предыдущим годом, а если сравнивать с 2020 годом, то рост и вовсе в два раза. Усугубляет ситуацию то, что у нас высокая закредитованность населения. Человек и рад бы рассчитаться с долгами, да только ежемесячные расходы слишком велики. Набирать дополнительные кредиты и бегать от банков и коллекторов – не самый лучший выход. Нужно на время затянуть пояса и постепенно рассчитываться по счетам. ( О том, как гасить несколько кредитов одновременно, мы писали здесь).
Если случилось так, что вы просрочили выплату по кредитам, не переживайте – закон на вашей стороне. Времена, когда коллекторы терроризировали должников, уходят в прошлое, процесс переходит в цивилизованное русло.
БАНКИ И МФО ТОЖЕ ПРИЗОВУТ К ВЕЖЛИВОМУ ОБЩЕНИЮ
Следуя новым поправкам, под надзор судебных приставов (а именно они отслеживают законность взыскания долгов) теперь попадают не только профессиональные коллекторы, но и банки, и микрофинансовые организации.
– Банки и МФО тоже активно занимаются сбором долгов, при этом действуют не всегда законно, довольно агрессивно, – говорит эксперт финцентра Башкирии Светлана Валиева. – И хорошо, что у судебных приставов появились полномочия реагировать на подобные жалобы. Как и профессиональные коллекторы, банки и МФО отныне обязаны сообщать судебным приставам о начале общения с должниками, вести аудиозапись разговоров, хранить записи и документы в течение трех лет.
КАК МОГУТ ОБЩАТЬСЯ ДОЛЖНИК И КРЕДИТОР?
Кредиторы и коллекторы могут по старинке писать письма, назначать встречи, вести телефонные переговоры, отправлять SMS. Можно воспользоваться порталом Госуслуг. Но для этого необходимо, чтобы должник подтвердил свое согласие на получение сообщений в личном кабинете.
Еще один, новый, метод общения – через «автоматизированного интеллектуального агента» или попросту робота. Он уведомляет о задолженности, сроках погашения, при этом должник всегда может прервать электронную речь робота и переключиться на «живого» сотрудника.
– Поправки также устанавливают ограничения по времени и частоте взаимодействия с должниками. Нельзя беспокоить человека бесконечно, – говорит заместитель главного судебного пристава Башкирии Айгуль Климова. – Личное общение может происходить не чаще одного раза в неделю. Звонить можно не чаще одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми в месяц. Текстовые сообщения – не более двух в сутки, четырех в неделю и шестнадцати в месяц. Звонками и роботом нельзя беспокоить в рабочие дни – с 22.00 до 8.00, в выходные и праздничные – с 20.00 до 9.00.
КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?
Если взыскание задолженности проводится с нарушениями, обращайтесь в Управление службы судебных приставов по РБ: 8 (347) 272-16-46, 272-61-87.