Найти тему

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О ФИЛЬМЕ АМНИСТИЯ С ГЕОРГИЕМ БУРКОВЫМ




.

.

.
Старый советский фильм Амнистия с Георгием Бурковым в главной роли – можно назвать фильмом как комедийным, так и печальным. В центре фильма - оказывается подсудимый Семён Соловейчик , рабочий на фабрике игрушек – с одной стороны пьяница и хулиган, (за что его и судят) а с другой стороны, человек не лишенный ни обаяния , ни внутреннего протеста против социальной системы …В целом , фильм можно назвать фильмом о советском гуманизме. В чем главная задача гуманизма? Оправдать человека, или найти то , что его бы оправдало. Гуманизм, на то и гуманизм (особенно в советской версии) что исходит он из того, что если оступился один человек, значит где -то оступился и целый коллектив, проглядевший падение человека. Поэтому и оправдать человека - это вернуть его в коллектив , как в некое утраченное Целое, на этом в сущности и строился советский гуманизм, хотя, именно на попытке такого оправдания - выстроена и комедийность сюжета данного фильма, что в свою очередь составляет его смешное, или даже абсурдистское начало. Как писал в Святом Семействе Карл Маркс, большая ошибка и политическое суеверие полагать, что государство должно скреплять гражданскую жизнь, меж тем как в действительности , напротив, гражданская жизнь скрепляет государство.


.

ПОЧЕМУ ЭТОТ СТАРЫЙ, МИЛЫЙ ФИЛЬМ ВОСПРИНИМАЕТСЯ ГРУСТНЫМ
.

.

.


А грустен этот фильм потому , что он об униженности. Что такое униженность? Это синоним конечности . С точки зрения религиозной, земная конечность человека обусловлена его потенциалом бессмертия за порогом земной жизни, как духовной бесконечностью в Боге, если Богу каждый человек дорог, (а отсюда и возникает достоинство человека, как бесконечное в его конечном.) С точки же зрения чисто земного социума - все в человеке бесконечное, (как его любовь, вера, творческий потенциал, самая сокровенная мечта, или самая личная память) напротив, ограничено его конечностью в рамках системы, как общежития, в котором стать униженным, это стать конечным объектом, лишенным какой -либо субъектности. Сколько было в эпоху СССР, да и в нынешнее время униженных людей, униженных рабочих, как и униженной интеллигенции. Как вопросил главный герой картины, для того ли совершилась октябрьская революция, (вернувшая отнятое государством достоинство и рабочему и крестьянину) чтобы вы меня здесь оскорбляли? Если вдуматься в эти слова, это очень глубокое замечание. Любая революция, это прежде всего революция достоинства. Другое дело, что чаще всего, это спасенное достоинство, революцией же и топталось, (об этом все репрессии начавшиеся при Сталине, и раньше.) Ни одна революция не знала и не может знать, что подлинное достоинство человека можно обрести только в Боге . И об этом все христианство, вся христианская культура, хотя конечно же эти мысли выходят за пределы картины…

……………….

P. S.


И все- таки, даже на примере этого старого фильма , можно сказать , насколько та советская , гуманная , далекая, ибо человечная эпоха , (даже не взирая на некоторое свое несовершенство) - противоположна эпохе современной, поэтому смотрится фильм - лишь с самой доброй ностальгией.