В центре Москвы на Большой Никитской улице есть красивое здание, которое вроде к моей истории про Покровское-Стрешнево не имеет отношения... Однако, если повнимательнее ознакомиться с его историей, то можно узнать много интересного. Например, что в одном из его холлов висит портрет княгини Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой.
Что за здание? Здание Геликон-оперы.
Со стороны улицы здание театра выглядит как обычная рядовая застройка этой старой части города и не даёт представления об истинных размерах всего комплекса. А он - поверьте - огромен! И это только часть бывшей городской усадьбы Глебовых.
Но если "уйти" в историю совсем - то начинать надо с аж со второй половины XVIII века. Тогда, в 1759-1761 годах, в старом ещё усадебном доме, где сейчас находится "Геликон-Опера", жила Настасья Михайловна Дашкова, которая часто устраивала домашние концерты. На этих концертах пела ее невестка - Екатерина Романовна Дашкова. Не та ещё серьёзная дама - подруга императрицы Екатерины II. А юная и сравнительно наивная Катенька.
О себе потом она с иронией напишет:
«Ум и проблески гения довольно многие приписывали мне. В первом я не чувствовала недостатка, но на второй не обнаруживала ни малейшего притязания, разве только в музыкальном искусстве; ибо несмотря на то, что у меня не было учителя, вокального или инструментального, я так блистательно понимала музыку, что могла судить о ея красотах, в качестве истинного виртуоза…»
Помогло ли потом Екатерине Романовне её пение не знаю, но вот руководить Императорской Академией наук и художеств она будет...
В 1768 году городская усадьба на Большой Никитской была куплена сенатором, генерал-аншефом Фёдором Глебовым. Занимая самое высокое положение в свете, Фёдор Иванович и его жена Елизавета Петровна (урождённая Стрешнева) принимали в усадьбе на Большой Никитской членов великокняжеской семьи и высший свет. Гостями дома были императрицы Мария Фёдоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Фёдоровна, митрополит Платон. Княгиня Елизавета Петровна Глебова-Стрешнева обязательно давала четыре обеда в год для самых важных особ, которые тогда присутствовали в Москве.
Приёмы сопровождались игрой оркестра, вокальными выступлениями. Они проходили в двусветном зале с хорами для музыкантов. Судя по описаниям, большое полуциркульное итальянское окно зала было обращено во двор. Розовато-жёлтые стены разделяли 12 белых пилястр с коринфскими капителями, по верху шли фризы из серого мрамора и лепные карнизы. Первоначальная художественная отделка зала была уничтожена пожаром 1812 года. Сегодня восстановленную часть утраченного зала XVIII века занимает фойе «Геликон-Оперы».
В 1864 года главной наследницей огромного состояния Глебовых-Стрешневых становится двадцатитрехлетняя Евгения Фёдоровна Шаховская (в девичестве фон Бреверн). По Высочайшему повелению ей и её мужу Михаилу Валентиновичу Шаховскому "дозволено именоваться князьями Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми".
Обосноваться в Москве супруги смогли только в конце 1870-х годов. Княгиня Евгения Фёдоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева немедленно приступила к перестройке родовой усадьбы Покровское-Стрешнево неподалеку от Москвы. Ну а потом пришла очередь и городской усадьбы. В 1885 году она докупила соседнее владение на углу Большой Никитской улицы и Малого Кисловского переулка, где в начале XIX века стояла "круглая зала Зарубина", которая сгорела во время пожара 1812 года. И началось большое строительство.
Все практически постройки бывшей усадьбы Зарубиных-Ефремовых были снесены. В 1885-1886 годах на свободной площадке по проекту К. В. Терского построено здание частного театра в "русском стиле", в котором ныне размещается драматический театр им. Вл. Маяковского. В 1887 году между театром и главным домом основной усадьбы был сооружен крытый переход на уровне второго этажа, удобно соединявший оба строения. К сожалению, до нашего времени переход не сохранился.
В феврале 1885 года Е. Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева начала строительство парадного зала на втором этаже нового главного дома. Проект зала, украшенного по периметру двадцатью колоннами коринфского ордера выполнил архитектор К. В. Терской. Позднее зал был назван Белоколонным.
Помещение площадью около 400 кв. м., представляющее в плане квадрат, предназначалось для проведения общественных собраний, благотворительных концертов и других мероприятий, организуемых Шаховскими-Глебовыми-Стрешневыми.
Кстати вдохновил княгиню Шаховскую, большую любительницу немецкого театра, на строительство театральной сцены антрепренер и актер Георг Парадиз. А его театр, открывшийся в этих стенах, стал называться "Театр Парадиз". По завершению строительства Парадиз заключил арендный договор с княгиней Шаховской на 12 лет. Но здесь успех стал изменять антрепренеру. Новая труппа была неудачно составлена, театр часто пустовал. Не спасала положение и субаренда зала.
А супруги Шаховские-Глебовы-Стрешневы вскоре утратили интерес к владению на Никитской улице - они путешествовали по Европе. После смерти мужа княгиня Евгения Фёдоровна окончательно покинула дом на Большой Никитской и жила или в Покровском-Стрешневе, или в Европе. Все строения московского владения сдавались в аренду. В парадных комнатах второго этажа главного дома устраивались свадьбы и домашние балы. Центром таких праздников был двадцатиколонный зал.
С начала 1900-х годов театр Е.Ф. Шаховской-Глебовой-Стрешневой стал называться "Интернациональным", так как на его сцене выступали преимущественно иностранные гастролеры. Среди наиболее известных гастролеров Интернационального театра - француженка Сара Бернар, итальянка Элеонора Дузе, труппа Венской оперетты.
А 1 мая 1899 года на сцене театра состоялся показ "Чайки" для единственного зрителя - Антона Павловича Чехова.
Писатель не смог из-за болезни приехать из Ялты на триумфальную премьеру и упросил труппу Художественного театра повторить спектакль.
Позже здесь давала спектакли Частная опера Саввы Ивановича Мамонтова. Ведущими солистами Частной оперы были молодой Ф .И. Шаляпин и Н. И. Забела-Врубель. Наибольший успех Н. И. Забеле-Врубель принесли партии в операх Римского-Корсакова. Композитор специально писал их для чарующего, проникновенного голоса певицы. На спектаклях всегда присутствовал муж Н. И. Забелы-Врубель, художник М. В. Врубель. Однажды певица спросила, не надоело ли ему слушать "Морскую царевну"? "Нет, - отвечал он - я могу без конца слушать оркестр, в особенности МОРЕ. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона".
В 1917-1918 годах произошло важнейшее для истории дома событие - на сцене Белоколонного зала заработал Камерный театр под руководством выдающегося режиссера XX века Александра Яковлевича Таирова, где блистала Алиса Коонен. Камерный театр покинул Белоколонный зал на Большой Никитской в конце ноября 1918 года. В этом же году все владение княгини Е. Ф. Шаховской-Стрешневой-Глебовой было национализировано.
В 1920-е годы помещение на Большой Никитской стало важным очагом культурной жизни пролетарской столицы. С одинаковой активностью она кипела как в театре, так и в основном доме. Осенью 1920 года здание "Никитского театра" было передано Теревсату. Так сокращенно назывался Театр Революционной сатиры, основанный в годы Гражданской войны в провинциальном Витебске, куда съехались в 1918 году многие "утвердители нового искусства" во главе с Марком Шагалом. Театр был агитационным, выступал с импровизированными спектаклями и концертами перед отправлявшимися на фронт красноармейцами.
Наиболее близкие нам по времени страницы летописи дома на Большой Никитской (с 1936 г.) мало изучены. По имеющимся в Доме медика данным в 1937 году главный дом и часть строений во дворе были переданы профессиональному Клубу медицинских работников.
История Дома медика - предмет особого изучения. Многие десятилетия он являлся одним из самых известных культурных центров Москвы. Время наибольшего его расцвета - 70-е - начало 90-х годов прошлого столетия, когда Домом медика руководил Александр Семёнович Бертман. Клуб медицинских работников существовал в усадьбе до передачи здания «Геликон-опере».
В 2000-х годах правительство Москвы приняло решение приспособить памятник архитектуры к нуждам этого театра. Проект "реставрации с приспособлением", согласно которому в распоряжении театра должны были появиться два зала на 200 и 500 мест, был разработан в 2006 году группой архитекторов "Моспроекта-4" под руководством президента Союза архитекторов России Андрея Бокова.
С 2007 года на Большой Никитской начались работы. Вторую большая сцену решили построить на месте двух усадебных дворов, которые имели статус памятника архитектуры.
Для этого нужно было перекрыть оба усадебных двора: передний становится зрительным залом, а задний — сценической коробкой. Чтобы вместить коробку сцены в малый задний двор, запланировали разрушить правый флигель в Калашном переулке, оставив ему только наружный фасад. Это вызвало резкую критику со стороны общественного движения «Архнадзор». Тяжба надолго затормозила реконструкцию. Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин заявил, что город не может отказаться от реконструкции усадьбы, поскольку в стройку уже инвестировано более миллиарда рублей бюджетных средств: "Я готов признать, что это было ошибочное решение, но не готов взять ответственность за списание в убыток миллиарда рублей".
2 ноября 2015 года после длительной реконструкции на Большой Никитской улице торжественно открылся театр "Геликон - опера".
Первое пространство, куда попадает зритель - лестница, ведущая в гардероб.
Тут сразу как будто попадаешь в другое измерение. В Зазеркалье. А ведь это так и есть: чем театральный мир не Зазеркалье?
Театр начинается с Атриума, названного в честь Фёдора Шаляпина. Во времена княгини Шаховской это был проезд во внутренний двор: он был придуман, чтобы кареты съезжавшихся гостей не перегораживали узкую улицу. Пространство проезда было застеклено сверху и образовался Атриум.
В полу создана стеклянная археологическая инсталляция: в красивую композицию собраны камни со знаковых для музыкантов мест: из Зальцбурга, родины Моцарта; из сада театра Вагнера в Байроте, камень старой въездной дороги к дому Чайковского в Клину.
Большой зал на 500 мест носит имя композитора Стравинского: с его оперы "Мавра" началась история театра. Зал Стравинский - это невероятное сочетание истории и самого современного технического оборудования сцены. Этот главный театральный зал находится в бывшем внутреннем дворе, где раньше собственно и ожидали окончания спектаклей кареты с ямщиками. Красное крыльцо внутреннего двора усадьбы переоборудовано в ложу для почетных гостей.
Парадная историческая лестница была создана по образцу лестницы итальянской виллы княгини Шаховской. Мрамор из Италии, бронза, тончайшая лепнина кессонного потолка... По этой лестнице поднимаемся в фойе, которое носит имя мецената Сергея Зимина, создателя Частной оперы. В этом фойе проходят интересные порой выставки.
Раньше, до реконструкции, уже начиная с нижних ступеней, был виден портрет княгини Евгении Фёдоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Княгиня как бы встречала посетителей. Сейчас ее портрет висит внизу, при входе в гардероб
Маленький зал, где давала первые спектакли труппа Геликон-оперы, называется "Покровский" - в честь Бориса Александровича Покровского. Сейчас этот зал используется для небольших камерных спектаклей.
Есть и ещё восстановленные залы, но я тогда уже отойду от истории здания совсем ...
Обновлённое, немного убитое реставрацией и перестройкой здание бывшей усадьбы Шаховских-Глебовых - здание "Геликон-оперы" - поражает и своим размахом, и функциональностью, и технической оснащённостью. В театре существуют теперь три зала и две гостиные, где проходят спектакли, концерты, творческие вечера и мастер-классы.
Жалею ли я о перестройке здания? И да, и нет. По мне так пусть в таком виде, но здание сохраняет свою функциональность и приносит пользу культурному пространству столицы. Оно реально выглядит не плохо. Да, Архнадзор проиграл битву за исторические объёмы. Но ведь сегодня не это главное. Главное в том, что Дом-театр княгини Евгении Шаховской продолжает свою жизнь.