Тема статьи сегодня неслучайна - буквально на днях я пережила потерю близкого человека, и потеря эта насколько была внезапна, настолько и болезненна. Она выбила из колеи, из реальности. Вогнала в черную яму утраты, выбираться из которой было сложно, но необходимо. Я еще на пути, да, но осознание того, что кому-то может оказаться еще тяжелее, чем мне, или кто-то пережил гораздо более трудный период восстановления после утраты, натолкнуло меня на мысль об этой статье.
Каждый из нас наверняка помнит первый опыт утраты. Для меня это была собака, которую подарили мне бабушка с дедушкой. Хорошенькая рыженькая дворянка с блестящими кудряшками и глубокими карими глазами. Мне было 6, когда Чёлька умерла, отравившись какой-то гадостью - она, непослушная, все время что-то хватала на улице, не смотря на то, что ее за это ругали. Умирала наша любимица тяжело, все время заглядывала в глаза то бабушке, то деду, будто просила помощи. И эта мольба в ее печальных глазах била наотмашь в самое сердце. Дед в сердцах бросил что-то вроде: "Никогда больше! Никаких собак!". Бабушка молча гладила по голове умирающую Чёлли, то и дело смахивая с щек слезы. Я рыдала навзрыд, зарывшись лицом в подушку. Даже сейчас, много лет спустя, я помню эту первую боль утраты, а маленькая проказница Чёлька навсегда осталась в памяти самым острым воспоминанием детства.
На самом деле, никто и никогда не бывает готов к смерти близкого человека. Не имеет значения, была ли смерть внезапной или "ожидаемой" от долгой болезни. И совершенно не важно, взрослый ли сталкивается со смертью или ребенок: ни в 10, ни в 80 мы одинаково не бываем готовы терять родных людей.
Два года назад я потеряла подругу, онкология. Совсем молодая девчонка, 37 лет, живи себе и радуйся. И вот спустя два года я вдруг стала старше нее, а ей так и осталось 37. Она умерла у меня на руках в буквальном смысле. Шок, острая боль, ровно 10 минут на слезы в коридоре больницы. А потом ступор, эмоции ушли - нужно готовить похороны. Я хоронила ее сама, родители в почтенном возрасте, и на организацию у них просто не хватило бы сил. Замуж Светка так и не вышла, не успела, и потому было куплено ей подвенечное платье, в котором она, знаю точно, была бы рада подняться по ступеням городского ЗАГСа... но нет. За два дня подготовки - ни слезинки, дела по списку: морг, ритуальные услуги, кафе, снова ритуалка, выбрать гроб, выбрать крест, заказать отпевание... Истерика началась позже, когда Светку в прекрасном белом платье и гробу выносили из родного двора. Список закончился, сосредоточиться было уже не на чем. И вот тогда накрыло горе...
Для нас похороны суть прощание с близким человеком, это всегда слезы, траур, боль, печаль, в которую мы погружаемся по самую макушку, порой надолго. В индуизме и буддизме, например, похороны это праздник - переход, новый этап для души, а сама смерть - всего лишь шаг к новому рождению.
Для народа маори смерть тоже вовсе не означает конец жизни – душа человека просто переходит в иной мир, продолжая пристально наблюдать за близкими и даже принимает участие в их жизни. И убиваться по покойному здесь не принято. Оплакивают умершего здесь только в первый день, а на следующий принимаются за подготовку поминального «праздника». Церемонию похорон в племени можно легко перепутать со свадьбой или днем рождения: пришедшие на помин рассказывают друг другу смешные истории из жизни усопшего, шутят и веселятся, с легким сердцем отпуская душу в иной мир. Считается, что дух усопшего, как и остальные предки, празднует в это время вместе с живыми.
Душа, слыша страдания и стенания близких, испытывает глубокое эмоциональное потрясение, и боль ее никак не меньше боли тех, кто оплакивает окончание земной жизни родного человека. Только вот у живущих есть возможность переключиться на что-то (вспомните мой список), а вот у души такой возможности нет - она не спит, не ест и не пьет, и 24 часа в сутки, каждый день она испытывает неимоверные муки, в которые погружаем ее мы сами. И день за днем душа эта остается привязанной к нам, прикованной цепями нашей же боли, нашей же скорби, и не в силах уйти и найти покой.
Наша боль утраты огромна, да, она неоспорима, ведь мы так любили покинувшего нас человека, но... Если мы действительно любим, нужно постараться найти в себе силы, чтобы отпустить его, не мучать его душу, не привязывать к себе.
Скорбь и боль потери способны надолго поселиться в нашей жизни, и нас самих все больше и больше утягивая на дно, лишая реальность красок, ложась тяжким грузом на плечи. Мы устраиваем ад на земле для себя самих. Почему?
Приведу пример. Вы купили котенка, милого, смешного и сразу же отдали ему свое сердце. Теперь все свободное время вы стараетесь уделять этому маленькому комочку счастья, бежите с работы, чтобы поскорее покормить его, вовремя отвозите к ветеринару, чтобы сделать прививки, даете малышу все нужные витамины и минералы, играете с ним... Котенок растет счастливым и здоровым, развивается хорошо и, конечно, отвечает вам взаимностью на вашу к нему любовь. Вложенные в него силы и эмоции дают ощутимый и видимый результат.
А теперь представьте, что то же самое вы делаете со своей болью: уделяете ей все свое время, холите ее, лелеете, кормите ее своей энергией. И она растет. Заполняет собой уже огромную часть вашей собственной души, почти заменяя ее, разрушая, уничтожая ее. И разрастаясь все больше, боль эта укрывает темной тенью уже всю нашу жизнь, так или иначе отражаясь на всех ее сферах, задевает здоровье, психику. Мы становимся полными ее заложниками. В итоге потерянны уже две души, и обе они замучены одной и той же болью.
Что же делать? Учиться отпускать. Не сосредотачиваться только на своей скорби, умножая ее постоянным кручением в голове мыслей вроде "на кого ж ты меня покинул". Лучше вспоминать хорошее об умершем, вроде как делают маори, и да, воспринимать уход человека как новый этап для его души - переход к свету, теплу, в Рай, если хотите. Сложно? О да, это очень сложно. Но необходимо. И душе усопшего, и нам самим. Боль утраты не должна превращаться в страшного монстра с огромными острыми зубами, с удовольствием рвущего нашу жизнь на мелкие кусочки. Мы не перестанем ощущать ее, но в наших силах сделать ее светлой и легкой, как для нас самих, так и для души, впереди у которой новый важный этап, этап перехода.