Найти тему

О, ЖЕНЩИНЫ!..

Когда-то популярный бард Александр Дольский спел в одной из своих когда-то популярных песен: «Принимай судьбу отрадно, не ищи других причин - разделились беспощадно мы на женщин и мужчин».

С того самого времени (то есть, не с даты создания песни, а с времени «беспощадного разделения») женщины за всю историю человеческого общества всегда были включены в каждый узел социальных проблем.

Сегодня мы наблюдаем самое удивительное фундаментальное противоречие – по мере выравнивания социального положения женщин и мужчин в обществе за последнее столетие, женское и мужское начала в политике, управлении обществом, культуре не только не становятся одинаковыми, но и все больше отличаются.

Отмеченное поэтом «беспощадное разделение» существует отдельно, а социальные статусы женщин и мужчин – отдельно.

Но сначала – тема лирическая.

Согласно январским данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 81% россиян считают, что самые красивые девушки живут в России. Еще 11% утверждают, что в Украине, 5% - в Белоруссии. Очень сильно подозреваю, что последние два показателя обеспечили украинские и белорусские российские граждане.

На всех остальных (США, Венесуэла, Филиппины, чьи представительницы часто побеждают на мировых конкурсах красоты) приходится не более 1%.

Все это можно было бы отнести на счет того, что конкурсы красоты как-то не получили популярности в России – я имею ввиду, чтобы они проводились на разных уровнях с международным участием, - и жителям глубинки, например, не с кем сравнивать своих местных Афродит.

Но, господа хорошие, в наш век, когда на обитателей даже самой глубинной деревни ежедневно обрушиваются потоки интернет-информации, в том числе о мировых стандартах женской красоты, этот аргумент не работает.

Тем более, что согласно все тому же опросу, мнение россиян за последние 11 лет наблюдений только укрепляется – в 2013 году, например самыми красивыми российских девушек считали только 76%.

Любопытная деталь – сами себя самыми красивыми определяют 79% женщин, и с ними согласны 84% мужчин. Но мужчинам, как мне кажется, в этом вопросе стоит доверять больше. В конце концов, влюбляются-то они.

А также обратите внимание – общего мнения придерживаются (82%) условно «богатые» - а ведь они, в отличие от «бедных» по миру путешествуют часто, и красавиц иных национальностей видят, что называется, вживую. И тем не менее.

Практически одинакового мнения придерживаются городские и сельские жители, а также те, кому за шестьдесят. Несколько меньше (69%) это мнение демонстрирует молодежь, но юность, как мы все знаем по себе, всегда склонна идеализировать то, что находится вдалеке, а все, что рядом, начинает ценить лишь с жизненным опытом.

Почему россияне больше всего ценят красоту российских девушек? Дело в нашем национальном менталитете – критерий красоты у нас простирается далеко за пределами чисто внешнего образа, правильных или неправильных черт лица и пропорций фигуры. Есть внутри каждого из нас некий внутренний бессознательный голос, который при созерцании американской, европейской или какой другой «королевы красоты», вдруг шепнет: «А она может коня на скаку остановить? Или в горящую избу войти?..»

Чтобы какая-нибудь американская «барби» вдруг попыталась остановить коня на скаку – вы что, смеетесь?

А Н.А. Некрасов, когда описывал идеал русской женщины в своей знаменитой поэме «Мороз красный нос», упоминал многие черты:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, —

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорит:

«Пройдёт — словно солнце осветит!

Посмотрит — рублём подарит!»

Идут они той же дорогой,

Какой весь народ наш идёт,

Но грязь обстановки убогой

К ним словно не липнет. Цветёт

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка…

А ведь это написано в девятнадцатом веке, и уже тогда никого не удивляло, и не вызывало возражений утверждение о том, что наши женщины идут той же дорогой, что и весь народ – косвенное указание на равное с мужчиной социальное положение. Конечно, без малого 150 лет назад этого равенства не было, но сама мысль об этом не казалась крамольным обрушением основ бытия.

Ну а что сегодня?

Социологи отмечают в нынешнем общественном сознании возврат к семейной традиции и в связи с этим не может не возникать вопрос о том, какая именно традиция имеется ввиду? «Беспощадное разделение» остается в ценностном фундаменте и даже в последних изменениях Конституции РФ оно было в очередной раз подкреплено. Но уже в советский период эта традиция была переформатирована таким образом, что роль женщины в семье не мешала бы ее, одинаковому с мужчинами, участию в делах общества.

По данным социологического опроса, проводимого Фондом общественного мнения летом прошлого года, 49% россиян думают, что женщине лучше сначала добиться успехов в работе, и только потом заводить ребёнка. И только 18% россиян считают, что женщине лучше не работать, а заниматься домом и детьми. Подчеркиваю, что так думают не одни только женщины, но и мужчины тоже.

Стремление женщин к реализации в карьере осложняют дети, но вот что любопытно – ключ к решению этой проблемы лежит не столько в государственной политике по поддержке материнства и детства (хотя такая политика, безусловно, важна), сколько в перераспределении мужских и женских ролей в семье. Интересные на этот счет данные получены сравнительно недавно, в 2022 году, другой социологической службой – Левада-центром (имеющей статус «иностранного агента»).

-2

Давно ставшее традиционным представление о том, что в период ухода за ребенком дошкольного возраста «мать сидит дома, а отец работает полный рабочий день» набрала лишь 13% сторонников. Остальные перераспределились между разными другими вариантами.

Эта позиция не противоречит советской традиции, но значительно расходится с патриархальными, как принято говорить, «дореволюционными», или «домостроевскими» представлениями о роли женщины в семье. И она достаточно устойчивая, так что вряд ли его можно изменить в ближайшее время, хотя разговоры об этом иногда возникают.

Однако, российское общество не отгорожено, как это было в советское время, железной стеной от европейского общества, и проникающее к нам постмодернистское ценностное сознание влияет не только на институт семьи, но и на сущность личностных отношений между женщинами и мужчинами.

Социологи отмечают так называемый «поколенческий разрыв» - молодежь демонстрирует иное отношение к самым интимным сторонам жизни и это не может не влиять на общее отношение к этим вопросам.

По исследованиям уже упомянутого Левада-центра, половина россиян считают нормальным совместное проживание без заключения брака. Среди мужчин 56% одобряют супружеские отношения без брака, а 31% — выступают против. Среди женщин меньше доля поддерживающих сожительства (46%), и выше доля их противниц (39%). Наибольшее согласие с нормальностью незарегистрированных союзов выражают молодые респонденты 18-24 лет.

И тем не менее.

-3

Как видно из представленных в таблице результатов исследования, основы взглядов на сущность скрепляющих семьи моральных норм соответствуют фундаментальным христианским нормам. Более мягким стало отношению к сексу между людьми, не состоящими в браке; а вот развод считается морально неприемлемым для 36% россиян, это все еще много.

Мы начали с того, что идеал женской красоты в национальной ментальности россиян неразрывно связан не столько с ее внешностью, сколько с тем, что принято называть «внутренней красотой», и не в последнюю очередь – с ролью женщины в семье.

Характерно, что и сам праздник 8 марта (сохранившийся, видимо, только в России и кое-где на постсоветской территории), давно утративший смысл, закладываемый ее революционными основательницами, по-прежнему остается чествованием Женщины – жены, матери, бабушки, сестры.

И это уже сама по себе традиция, противостоящая разрушительным для семьи устремлениям европейского постмодерна.

Владимир Вольвач

Журнал "Город", г. Тольятти