Быть подростком непросто. Быть подростком в СССР за пару лет до его развала непросто вдвойне. Пока взрослые теряют почву под ногами, вчерашние дети сбиваются в уличные банды. Это их способ справиться с болезненными переменами — внешними и, конечно, внутренними.
В 14 лет — именно в этот момент мы застаем главных героев сериала «Слово пацана» Андрея и Марата — многие мальчики переживают первые трудности переходного возраста. Большое значение приобретает фигура отца. Именно он дает ребенку возможность безопасно столкнуться с кем-то более сильным. Главные герои сериала такой возможности по разным причинам лишены.
За объяснением того, «что такое хорошо и что такое плохо», они в итоге идут к старшим в группировках. Но «отец» там слишком суров, даже — жесток. Как и законы, которые он устанавливает. «Пацаны не извиняются», а значит — не сомневаются и не сожалеют, не сочувствуют и не имеют права на сочувствие в ответ, не прощают и не могут быть прощены. Была ли у героев возможность выбрать другой путь?
Линия Андрея:
вместо отца
Казань, конец 1980-х. Андрей растет в нормальной, хоть и неполной семье: успевает неплохо учиться, заниматься музыкой и присматривать за младшей сестрой. Его отец умер, и мы ничего не знаем о том, каким он был человеком. От него остались только наручные часы. Правда, их Андрей позже продаст, чтобы поехать в Москву с пацанами. В этом жесте можно увидеть символический отказ от отца и всего, что с ним связано.
Отца Андрею пытается заменить мать. Но это сводится исключительно к запретам и требованиям о безапелляционном подчинении: «Нет, я сказала!». Это не производит никакого воспитательного эффекта. А только заставляет думать, что быть в зависимой позиции - унизительно.
Мать просит Андрея рассказать правду и обещает принять ее. Но к сожалению, у ее психики нет ресурса, чтобы выдержать реальные переживания сына.
Андрей это понимает и потому продолжает «подыгрывать» ее расщепленному восприятию реальности - держит свои «хорошие» и «плохие» части на расстоянии друг от друга.
Перевернутая иерархия
В их семье не работает одно из важнейших правил - соблюдение иерархии. Родительская подсистема всегда должна находиться выше детской. Но Андрей вынужден стать для своей матери то ли родителем, то ли партнером.
Так устроена парентификация - родители, которым не хватает эмоциональной зрелости, будто меняются ролями со своим ребенком. За его счет они пытаются удовлетворить свои эмоциональные потребности. Ребенок вынужден брать на себя ответственность, к которой еще не готов. При этом его потребности никуда не деваются.
Для ребенка подобный обмен ролями - большая психическая нагрузка. Андрей пытается разделить ее с группировкой.
Вступая в подростковый возраст, Андрей сам «отвечает» на обращенные к нему ожидания матери - ему хочется стать мужчиной, которого она будет уважать. Реальный мужчина матери - дядя Ильдар - тоже вырос на улице. И кажется, что в этой системе координат другого пути к мужественности просто не существует.
Личная история Андрея и потребности возраста сделали его человеком, для которого быть слабым, зависимым, чего-то не уметь - унизительно. Даже лицо Андрея почти никогда не выражает эмоций, ведь чувства - это тоже слабость.
В группировке он напрямую сталкивается с насилием, которое освобождает его от необходимости переживать что-либо, кроме агрессии и ощущения собственного превосходства.
Линия Вовы и Марата:
вместе с отцом?
У сводных братьев Вовы и Марата отец есть. Он солидный начальник и уважаемый человек. А еще - все время подчеркивает свое моральное превосходство над другими и отрицает в себе какие-либо животные порывы, действует на контрасте с «дикими» сыновьями. С одной стороны это делает его чересчур идеальным и недоступным для близости. С другой - слабым и нежизнеспособным в суровой реальности нового времени.
В момент, когда отец пытается воспитывать Марата и связывает его, становится понятно - вообще-то и ему не чужды примитивные инстинкты. Но большую часть времени он все же предпочитает «размещать» их в сыновьях. Хочет, но не может выразить свои чувства и эмоции сам и наделяет ими своих детей. Потому их нужно либо отправить подальше, либо вовсе от них отречься - только не оставлять бесконтрольно «разгуливающими» по улице.
Отцовский способ взаимодействия с миром не работает в новой реальности. Он отрицает свои «неприличные» части. Аего дети ценят способность честно заглянуть в глаза глубинной природе человека и назвать вещи своими именами. Потому в речи главных героев постоянно слышится запрос на понимание того, кто такой человек и как им быть: «Разве это - люди?», «Кто ты? - Я человек!».
Для отца Вовы и Марата быть человеком - значит, поддерживать свой образ в глазах других людей. Его сыновья ищут другое понимание человечности - такое, которое позволяло бы им чувствовать себя живыми и свободными от устаревших норм. Но рядом с ними оказалось слишком мало искренних и устойчивых фигур, способных показать другой путь. А потеря связи с отцом оставила их внутренний мир незащищенным от наступающей со всех сторон ненависти.
Вступая в группировку, сначала Вова, а потом и Марат предельно отдаляются от отца. Мир банд очень упрощает взгляд на многие вещи и дает ощущение маниакального триумфа над старомодными отцами.
Чтобы получить желаемое, не нужно ждать или трудиться - можно отнять это силой уже сейчас. Маниакальность легко спутать с живостью и потому она невероятно обаятельна.
Отказ от маниакальной логики дается слишком дорогой ценой - героям приходится столкнуться со смертью. «Чем-то не тем мы здесь занимаемся», - говорит Вова, когда понимает, что убил брата своей любимой женщины. Для него это уже не абсолютное зло из однородного мира банд - это чей-то сын.
Марат тоже смог рассмотреть жестокость и несправедливость своей группировки. Пусть и только после того, как эта жестокость обернулась против его любимой девушки.
А вот Андрей оказался одним из самых верных участников банды. Ее четкая и понятная структура полностью заменила поддерживающие родительские фигуры.
Но неудачи в детско-родительских отношениях не могут быть единственным объяснением судьбы главных героев в «Слове пацана».
Деструктивная природа группировок захватывающа сама по себе. А слом в социальной системе превратил классические внутренние конфликты отдельных людей в трагедию коллективного масштаба. Люди примыкали к тем, кто сильнее и устанавливает хоть какие-то правила.
И вариантов не так уж много. Можно пришиться к банде, можно пойти в милицию или вступить в комсомол. Но правда в том, что между ними нет особой разницы, а значит - нет и выбора.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Высказывайте своё мнение по поводу этого сериала. Вам он понравился?