Найти в Дзене

Глава 3

Оглавление

Глава 3 Историко-лингвистическая составляющая языкового образования в рамках школьных элективных курсов

3.1 Языковое образование в школе на современном этапе

Модернизация школьного образования, которая проводится в нашей стране в настоящее время, связывается, прежде всего, с качественным обновлением содержания и обеспечением его развивающего культуросообразного характера. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащегося и расширению возможностей современного углубленного образования, в том числе и языкового.

Закон «Об образовании», принятый в 1992 году и дополненный рядом концептуальных положений (1996, 2007 гг.), законодательно закрепил многообразие образовательных систем, право образовательных учреждений и педагогов на собственные подходы к построению образовательного процесса. Вместе с тем, произвольное в ряде случаев толкование сущности ряда положений этого закона создало в 2000-е годы условия для ослабления целостности единого образовательного пространства страны. Именно поэтому приоритетной задачей стандартов первого поколения стало сохранение инвариантного ядра общего среднего образования, единого для всех школ страны, обеспечивающего академическую мобильность учащихся, равные возможности для продолжения образования. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили [43].

Обобщенными критериями отбора содержания общего образования, в том числе исторического, являются цели и задачи общего среднего образования. Содержательным основанием для отбора содержания образования служат общие цели школы, а также «предметные» цели, ставящиеся при изучении той или иной области знаний.

В условиях поликультурности России, многообразия ее этнокультурных ценностных систем особенно важной становится задача сохранения единого образовательного пространства, что необходимо учитывать при определении содержания филологического образования на федеральном и национально-региональном уровнях. Система филологического образования в школе должна обеспечивать возможности полноценной самореализации личности независимо от ее этнокультурной и языковой принадлежности, способствовать воспитанию как общероссийского гражданского сознания школьников, так и их национального самосознания. Также, школьные программы уделяют внимание развитию коммуникативных и речевых навыков обучающихся, что стимулирует развитие навыков аргументации, публичных выступлений, презентаций и умение правильно строить речевое высказывание.

Вместе с тем интернационализация всех сфер жизни нашего общества со всей остротой ставит задачу сделать отечественную систему образования эквивалентной наиболее прогрессивным зарубежным. От выполнения этой задачи напрямую зависит конкурентоспособность Российской Федерации в мировом сообществе.

Филологическое образование играет ведущую роль в формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций и исторической преемственности поколений. Филологическое образование способствует успешной деятельности человека в любой профессиональной деятельности, так как формирует коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе многих видов деятельности и взаимодействия людей.

Одной из основных целей языкового образования является развитие навыков чтения, письма, говорения и слушания на родном языке. Школьные программы обеспечивают изучение грамматики, лексики, стилистики и орфографии родного языка.

В современной школе акцент делается на изучении иностранных языков. Основными языками изучения являются английский, но также предлагаются факультативные курсы по другим популярным языкам, таким как немецкий, французский, испанский и др. Целью является развитие коммуникативных навыков в письменной и устной форме, а также знание культуры и традиций стран, использующих эти языки. Поэтому актуальным будет вводить в школах элективные курсы по истории русского языка, по правильному речевому этикету.

Целостность образовательной области «Языки и литература» обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, а также текст как единица речевой деятельности в их функционировании в разных сферах общения.

Для более качественного учебно-воспитательного процесса следует в школьный учебный план внедрить элективные курсы образовательной области «Языки и литература» для средних классов.

Содержание образовательной направленности школьных элективных курсов в сфере «Языки и литература» базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, психолингвистики, литературоведении, культурологи и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей каждого народа-носителя языка, а также в процессе межкультурной коммуникации.

В соответствии с задачами элективного курса фундаментальное ядро содержания образования по русскому языку состоит из двух взаимосвязанных компонентов.

Раздел «Речь» предусматривает овладение понятиями речевой деятельности и речевой коммуникации; формирование умений создавать тексты различной функциональной и коммуникативной направленности.

Раздел «Языковая система» предусматривает освоение основ лингвистики, системы ее ключевых понятий, явлений и фактов. Здесь рассматриваются основные разделы курса: язык, фонетика и орфоэпия, графика, морфемика и словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис, культура речи, правописание (орфография и пунктуация).

Содержание обучения русскому языку на элективных курсах включает определенный объем знаний и умений в области языка и речи и таким образом реализует идею синтеза языкового и речевого развития учащихся: процесс овладения сведениями о языке органично сочетается с развитием у школьников основных видов речевой деятельности и речемыслительных способностей.

Таким образом, в содержании программы элективных курсов в образовательной области «Языки и литература» для средних классов реализуются актуальные в настоящее время личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В связи с этим содержание элективного курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

3.2 Историко-лингвистическая составляющая в изучении русского языка в школе

Повышение уровня практического владения школьниками русским языком как средством общения — одна из задач современной школы. Решить эту задачу возможно, устранив явные противоречия между установками авторов школьных учебников русского языка для элективных курсов на ознакомление учащихся с историко-лингвистическим материалом и реальными знаниями школьников в области истории языка.

Нами была проанализирована рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов (авторы программы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Б.А. Богданова, В.В. Львов) с точки зрения исторических сведений о языке [31]. Программа для каждого класса начинается с уроков, посвященных языку. Но курс 5 и 6 класса дает представление о значении языка в жизни человека и о слове как основной единице языка. А вот в 7 классе первый урок отводится теме «Язык как развивающееся явление», что начинает систематизировать знания учащихся под углом исторического развития языка. В 8 и 9 классе отводится по одному учебному часу на темы «Русский язык в семье славянских языков» и «Русский язык среди языков мира», что продолжает развивать взгляд учащихся на язык как исторически развивающееся явление.

Основная же составляющая часть программы не уделяет должного внимания историко-лингвистической составляющей курса русского языка в школе. Учитель-словесник по своему усмотрению может затрагивать вопросы истории того или иного лингвистического явления, но отдельных учебных часов данная программа не предусматривает. Историко-лингвистический подход наиболее предусмотрен в разделах «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование». Также исторический подход предусмотрен в темах «Употребление в речи слов различных частей речи». Эта тема вводится после завершения изучения каждой самостоятельной и служебной части речи во всех классах.

Историко-лингвистический подход может быть отчасти использован и при изучении тем по культуре речи, которой отводится важное место в данной рабочей программе: «Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью… В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса» [46, c. 48]. И далее: «Речевая направленность курса предполагает формирование у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению» [46, c. 51]. К истории языка будет особо уместно обращаться при изучении следующих тем: «Использование этикетных слов и выражений в речи», «Точное и уместное употребление слов в речи в соответствии с их лексическим значением, стилистической и эмоциональной окраской», «Варианты произношения в устной речи», «Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему», «Правильное произношение русских имен и отчеств в роли обращения».

На сегодняшний день в стандарте среднего образования и в методике преподавания русского языка в школе утверждены компетенции, через которые определяются цели и содержание обучения, а также уровни знаний, умений и навыков, приобретаемых школьниками: коммуникативная (Быстрова Е.А., Донская Т.К., Ипполитова H.A., Купалова А.Ю. и др.), языковая (Хомский Н., Баранов М.Т., Божович Е.Д. и др.), лингвистическая (Баранов М.Т., Шанский Н.М. и др.), культуроведческая (Быстрова Е.А., Львова С.И, Новикова Л.И., Ходякова Л.А.), лингвокультурологическая (Дейкина А.Д., Зайцева О.Н., Любичева Е.В., Мишатина Н.Л., Новикова Л.И. и др.), историко-лингвистическая (Шанский Н.М.). Однако, если концепции первых пяти компетенций активно разрабатываются в методике средней и высшей школы, то историко-лингвистическая концепция Н.М. Шанского до сих пор остаётся методически не оснащённой в силу причин, связанных с нарушением исторической преемственности в школьном преподавании русского языка.

Являясь составной частью языкового образования школьника, историко-лингвистические разделы могут стать принципиальной основой формирования и развития мировоззренческих позиций обучаемого, его общественно-исторического сознания и национального языкового самосознания, общекультурного кругозора, иначе говоря, они способствуют и обеспечивают формирование и развитие личности учащегося.

Постижение богатства родного языка, осознание его в качестве феномена национальной культуры, воплотившего русскую ментальность, связано, на наш взгляд, с изучением истоков и корней русского народа, история которого свидетельствует о богатейшем прошлом языка, блистательных периодах его расцвета.

Таким образом, исторический подход к преподаванию русского языка в современной общеобразовательной школе даст возможность уточнить лингвометодические основы формирования историко-лингвистических знаний и их влияния на совершенствование культуры речи учащихся. Речевая направленность уроков осуществляется за счёт обращения к текстовому дидактическому материалу, позволяющему применять историко-лингвистические знания и умения для культурно-исторического (языкового) и речевого комментирования [43].

3.3 Варианты применения материалов исследования в процессе обучения на школьных элективных курсах

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет культура общения.

Элективный курс, предлагаемый нами для преподавания в школе, это «Речевой этикет в России».

Цель данного курса – сформировать у учащихся знание о речевом этикете, его становлении и развитие в России.

В связи с этим задачи современного языкового образования могут быть сформулированы следующим образом:

1. формирование личности носителя языка с её этно-, социо- и психологической особенности, способной ощущать язык, как общечеловеческую и национальную ценность;

2. приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в памятниках письменности предшествующих эпох;

3. постижение через язык мировоззрения народа, его истории, культуры; становление чувства национального и гражданского самосознания;

4. изучение истории и современного состояния системы родного языка как средство развития лингвистического мышления и языкового чутья;

5. овладение всеми видами речевой деятельности, развитие коммуникативной компетенции.

Тематическое планирование разработано в рамках общего образования по русскому языку 8 классе. Спецкурс представляет из себя цикл из 34 уроков (1 час в неделю).

Примем для стандарта тематического планирования единый (базовый) уровень знания учеников по русскому языку. Содержание элективного курса:

1) Вводная лекция. Язык как важнейшее средство человеческого общения. Речь как форма существование языка.

Практические работы:

- подбор высказываний писателей и поэтов о русском языке;

- подбор пословиц и поговорок, характеризующих разные формы речи;

2) Речевое общение: единство двух его сторон (передача и восприятие информации). Формы общения (устная и письменная).

Практическая работа:

- подготовка сообщений «Что мне особенно интересно в русском языке»;

3-5) Сферы речевого общения: социально-бытовая, социально-культурная, учебно-научная, общественно-политическая, официально-деловая.

Практическая работа:

- моделирование и участие в речевых ситуациях, «Какую книгу советуете прочитать и почему», «Как проехать в музей в незнакомом городе», «Посоветуйте, какой подарок подарить другу» и т.д.

6-7) Речевая ситуация; ее основные характеристики (кто- кому- о чем- где- когда- зачем- почему). Языковые средства выражения речевого этикета: речевые стереотипы, формулы вежливости.

Практическая работа:

- анализ текстов с точки зрения их правильности и выразительности;

8-9) Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог

Практическая работа:

- моделирование и участие в речевых ситуациях «В магазине», «В школьной библиотеке», и т.д.

10-11) Интернациональные и национальные особенности речевого этикета.

Практическая работа:

- редактирование текстов.

12-13) Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Практические работы:

- анализ схемы «Речь хорошая. Речь правильная»;

- подготовка сообщений «Что значит говорить правильно?», «Как я понимаю красоту и выразительность речи?».

14-17) Вежливость как непременное условие толерантного речевого общения. Анализ и оценка поведения человека в конфликтной ситуации. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликта при помощи языковых средств и речевого этикета.

Практическая работа:

- редактирование текстов.

18-21) Основные виды речевых ситуаций, в которых используются устойчивые формулы речевого этикета: обращение, приветствие, прощание, просьба, пожелание, утешение, сочувствие и соболезнование, одобрение или неодобрение, приглашение, поздравление, согласие или отказ, благодарность, извинение. Богатство и разнообразие этикетных формул, употребляемых в речевых ситуациях.

Практическая работа:

- моделирование и участие в различных речевых ситуациях.

22) Краткая информация об этимологии наиболее употребительных этикетных слов (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, прощай)

Практическая работа:

- подготовка «паспорта» этикетного слова на выбор;

23-24) Речевые ситуация обращения и её разновидности.

Практическая работа:

- исследовательская работа по предложенным темам.

25-28) Из истории правил этикетного обращения в России. Устаревшие этикетные формулы.

Практическая работа:

- анализ древнерусских текстов с точки зрения проявления речевого этикета.

29-30) Этикетное употребление местоимений ты и Вы в русской речи.

Практическая работа:

- рисунки-иллюстрации речевых ситуаций.

31-32) Обобщение изученного материала

33-34) Практическая работа. Самостоятельный анализ предложенного отрывка из источников по истории русского народно-разговорного языка с точки зрения речевого этикета.

Ожидаемые результаты:

• учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;

• иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете;

• знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;

• владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;

• иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

• уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях.

Фрагмент занятия №8. Речевая ситуация и выбор наиболее уместной этикетной формулы. Этикетный диалог.

Введение:

- Вспомните, что такое этикет и зачем он нужен?

- Какие речевые ситуации вы считаете сложными с точки зрения этикета?

Основная часть:

1. Моделирование речевой ситуации «В магазине»:

- Разделится на пары.

- Каждая пара будет моделировать ситуацию, когда один из учащихся - покупатель, а другой - продавец.

- Предоставим паре список продуктов и фразы, которые могут быть использованы в речевой ситуации.

- Задача учащихся - выбрать наиболее уместные этикетные формулы и провести этикетный диалог с вашим партнером.

Примеры этикетных формул и фраз для речевой ситуации «В магазине»:

- Здравствуйте, я хотел бы купить...

- Сколько стоит...?

- У вас есть...?

- Какой сорт...

- Покажите, пожалуйста...

- Сколько я должен заплатить?

- Спасибо за помощь!

2. Моделирование речевой ситуации «В школьной библиотеке»:

- Перейдем к следующей речевой ситуации - «В школьной библиотеке».

- По аналогии с предыдущим заданием, разделитесь на пары.

- Один из вас - библиотекарь, а другой - ученик, который приходит в библиотеку за книгами.

- Используйте данные этикетные формулы и фразы для проведения этикетного диалога.

Примеры этикетных формул и фраз для речевой ситуации «В школьной библиотеке»:

- Здравствуйте, я хотел бы взять книгу...

- Какие книги вы можете посоветовать?

- Можно ли продлить срок возврата?

- Где находится справочный отдел?

- Сколько мне нужно заплатить за опоздание с возвратом книги?

- Спасибо за помощь!

Заключение:

- Поделитесь своими этикетными диалогами со всем классом.

- Обсудите, какие этикетные формулы были наиболее уместными в каждой речевой ситуации.

- Подчеркните важность правильного выбора этикетных формул для эффективного общения.

Домашнее задание:

- Составьте список речевых ситуаций, в которых вы сталкиваетесь с проблемами этикета.

- Подумайте, какие этикетные формулы можно использовать для этих ситуаций.

- Запишите свои мысли и предложения.

Фрагмент занятия № 12. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Введение:

Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся! Сегодня наша практическая работа будет посвящена особенностям речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Мы начнем наше занятие с анализа схемы «Речь хорошая. Речь правильная».

На доске появляется схема с двумя колонками: «Речь хорошая» и «Речь правильная».

Учитель: Давайте разберемся, что означает каждый из этих столбцов. В столбце «Речь хорошая» мы будем обсуждать те высказывания, которые звучат грамотно и приятно для слуха. Это может быть разговор на культурном уровне, соответствующий особенностям общения в каждой из указанных сфер. А в столбце «Речь правильная» мы будем анализировать высказывания, которые соответствуют правилам русского языка и акцентируют внимание на точности выражения своих мыслей.

После такого предварительного объяснения, Учитель предлагает учащимся разделиться на группы и провести самостоятельный анализ текстов, записанных на карточках, которые были даны заранее.

Учитель: Для нашего анализа я подготовил несколько карточек с текстами из различных сфер общения. Ваша задача - определить, в какой столбец, «Речь хорошая» или «Речь правильная», следует поместить каждый текст, и обосновать свой выбор.

Завершив анализ текстов, Учитель подводит итоги занятия и задает вопросы для самостоятельной рефлексии.

Учитель: Какие полезные навыки анализа и определения правильности выражения мы получили сегодня? Какую пользу может принести нам эта информация в повседневной жизни и дальнейшем обучении?

Фрагмент занятия №13. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

«На данном уроке поговорим о важности речевого этикета в различных сферах общения. Конкретно, рассмотрим особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах.

Для начала, давайте посмотрим на схему «Речь хорошая. Речь правильна». Эта схема представляет собой разделение речи на две категории, одну из которых можно назвать «хорошей», а другую - «правильной».

Хорошая речь - это речь, которая не только соответствует грамматическим правилам, но и обладает красотой, выразительностью и эмоциональностью. Она применяется в различных искусственных формах общения, таких как литература, поэзия, драматургия. Цель хорошей речи - вызывать эмоции, передавать чувства и идеи, создавать впечатление на слушателей или читателей.

Однако, в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения акцент делается на правильной речи. Правильная речь - это речь, которая соответствует нормам языка, грамматическим правилам и конкретным требованиям сферы общения. Она используется для передачи информации точно и ясно, без излишней эмоциональности и лишних фраз.

Теперь перейдем к практической работе. Я предлагаю каждому из вас подготовить сообщения на две темы: «Что значит говорить правильно?» и «Как я понимаю красоту и выразительность речи?».

В предложенных сообщениях вы можете поделиться своими мыслями, опытом и собственным пониманием данных тем. Ваше мнение и взгляд на речевой этикет будут очень важны для дальнейшего обсуждения.

По окончанию подготовки своих сообщений, каждый из вас сможет выступить и поделиться своими мыслями с классом. Затем мы сможем обсудить их вместе, выразить свои мнения и задать дополнительные вопросы.

Давайте приступим к работе!»

Элективные курсы по изучению истории русского языка для школьников могут иметь ряд отличительных особенностей, среди которых:

• Элективные курсы посвящены конкретным аспектам истории русского языка, таким как эволюция словарного запаса, грамматики, фонетики и систем письма. Они также могут охватывать развитие региональных диалектов и влияние языковых контактов.

• Элективные курсы могут включать элементы истории, лингвистики и культурологии, чтобы обеспечить всестороннее понимание того, как русский язык развивался с течением времени, и его значение в формировании российской культуры и идентичности.

• При изучении исторических аспектов русского языка эти курсы могут также уделять особое внимание практическим навыкам, таким как чтение и интерпретация исторических текстов, анализ языковых изменений и понимание культурного контекста использования языка.

• Чтобы сделать предмет более доступным и интересным для школьников, элективные курсы могут включать интерактивные мероприятия, групповые дискуссии, мультимедийные ресурсы и экскурсии к соответствующим культурным и историческим местам.

• Элективные курсы по выбору могут предоставить студентам возможность исследовать индивидуальные интересы в более широком контексте истории русского языка, обеспечивая гибкость и творческий подход к проектам и презентациям.

В целом, элективные курсы по истории русского языка направлены на углубление знаний учащихся и понимание ими богатства и сложности их родного языка, а также на развитие навыков критического мышления и исторической грамотности.

Элективные курсы часто позволяют учащимся развивать навыки, выходящие за рамки тех, которые они получают на основных академических занятиях. И занятия по истории русского языка могут помочь учащимся развить творческие способности, самовыражение и уверенность в себе, а