Найти в Дзене
PSYCHO logicus

8 стадий развития человека. На какой вы?

Freepik
Freepik

В этой статье пойдет речь о теории Эрика Эриксона - представителя эго-психологии, которая возникла в результате развития психоанализа. Напомню, что психоанализ – это про Фрейда, влечения, внутренние конфликты, психзащиты и много чего интересного.

Эго – это структура личности человека. Может возникнуть ассоциация с эгоизмом, себялюбием. На самом деле, задача эго – социальная адаптация.

Теория Эриксона о том, как мы мы, сталкиваясь с кризисами, растем, становимся сильнее и адаптивнее, приобретаем некоторые качества.

Кризис возникает тогда, когда человек достигает определенного уровня зрелости и когда общество предъявляет к нему требования, соответствующие его уровню развития. Например, общество ожидает, что в 7 лет ребенок пойдет в школу, будет интегрирован в систему образования. При этом, общество не будет требовать этого от ребенка в 3 года, так как он пока не готов, а вот в 7 лет уже можно.

В ходе прохождения кризиса эго может пополниться положительными качествами, а если конфликт не разрешен – негативными.

Эриксон выделил 8 стадий развития человека. Зрелая личность, по его мнению, может развиться только в результате прохождения всех стадий. Если какой-то кризис не разрешен, это будет накладывать свой отпечаток на дальнейшее развитие, тем не менее, человек не обречен и может догнать упущенное в более позднем возрасте.

Младенчество (до 1 года): доверие к миру

Если ребенок получает достаточно заботы, мать чутко относится к его индивидуальным потребностям, то формируется базовое доверие к миру. Ребенок учится доверять не только внешнему миру, но и своему внутреннему пространству. Это базовое доверие помогает переживать периоды фрустрации.

В случае ненадежности родителей, отвергания ими ребенка формируется базовое недоверие.

От 1 года до 3 лет: автономия – стыд и сомнение

Ребенок больше движется, у него появляется желание все потрогать и попробовать, поисследовать мир.

Если родители позволяют ребенку проявлять активность и предоставляют ему свободу самому контролировать свои действия, то у него развивается свойство автономии (он может полагаться на себя и действовать). При этом, родители должны определять рамки, чтобы ненавязчиво ограничить ребенка от опасных шагов.

Если родители делают все за ребенка, не дают самостоятельности или, наоборот, требуют того, что он пока не может – ребенок начинает сомневаться в себе, у него ослабевает воля, ему трудно быть уверенным и ладить с другими.

От 3 до 6 лет: инициативность – вина

Это этап активной игры. Ребенок видит, что взрослые вокруг него что-то делают, ему становится интересно и он начинает повторять – отсюда возникают игры детей во врачей, учителей, пожарных. Ребенок осознает, что его жизнь может иметь цель, он может быть кем-то.

На данном этапе важно поддерживать инициативу и любознательность ребенка. В противном случае, когда родители много запрещают, высмеивают идеи малыша, у него формируется чувство вины за свои проявления.

От 6 до 12 лет: трудолюбие – неполноценность

В этом возрасте ребенок идет в школу и общество требует от него дисциплины, коммуникативности, готовности следовать правилам, развития абстрактного мышления. Важное значение здесь имеет развитие способностей ребенка, его чувства компетентности, возможностей справляться с учебой, строить отношения со сверстниками.

От 12 до 19 лет: эго-идентичность – ролевое смешение

Подростковый возраст – сложный период, когда человек ищет себя. У него уже есть много знаний о самом себе и своих возможностях, задача данного периода – собрать все вместе и сформировать целостное Я, при этом образ себя должен согласовываться с тем, как подростка видит внешний мир. Это также период формирования своих ценностей и убеждений и способности быть верным им, несмотря на внешний обстоятельства.

В плохом сценарии подросток сталкивается с чувством внутреннего разлада, бесцельности. Иногда подростки начинают всячески отрицать тот образ, который им пытаются навязать родители и сверстники – это называется «негативной» идентичностью (я не знаю, какой я, но точно не такой, как вы предлагаете).

20-25 лет: интимность – изоляция

Время начала профессиональной деятельности и построения отношений. Если у человека сформировалась стабильная идентичность, то он готов к интимности – слить воедино свою идентичность с идентичностью другого человека, не потеряв себя. До обретения собственной идентичности отношения могут служить средством познания себя, а не чем-то серьезным и глубоким.

Противоположный полис – излишняя поглощенность собой и избегание межличностных отношений, одиночество и изоляция.

26 лет – 64 года: продуктивность – инертность

Данный этап Э.Эриксон связывал с развитием продуктивности, которая сочетается с озабоченностью вопросами будущего поколения. Человек готов на этой стадии заботиться об других, отдавать. Противоположность – поглощенность собой, инертность, удовлетворение только личных потребностей.

От 65 лет: эго-интеграция – отчаяние

Фокус внимания человека переключается на осмысление своей жизни. В этот период возможно обретение мудрости. Согласно Э.Эриксону, мудрость – это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти.

С другой стороны, человек может смотреть на свою жизнь как на череду ошибок и нереализованных возможностей, что порождает сожаление, озлобленность, апатию.

Как вам теория Э.Эриксона? Согласны? Вы наблюдали у себя прохождение этих этапов?