Найти в Дзене
VIKENT.RU

Этические принципы режиссёра документального кино

Оглавление

Когда режиссёр создаёт документальный фильм, он вмешивается в жизнь героев и, так или иначе, несёт ответственность за последствия для них. Режиссёр документального кино и преподаватель киношколы «Лендок» Юлия Миронова рассказала, какими этическими принципами должен руководствоваться режиссёр при съёмке фильмов.

Текстовая расшифровка фрагмента интервью:

https://youtu.be/GZFaHNBRDGo?si=p4TSGUC2LdCsFqeu&t=1085 [18:05 — 22:39]

Татьяна Кыркалова: Есть риск у режиссера, когда он снимает какие-то фильмы. Приведу такой пример. Я ходила осенью на фильм, который был посвящён пожарам в Якутии, и, соответственно, съемочная группа ездила туда, наблюдала, как люди тушат эти пожары, частично им помогало.

И вот, по-моему, кто-то даже потом спросил режиссера: не боялись ли Вы наличием камеры, своим присутствием повлиять на жизнь этих людей, изменить их уклад и так далее? Это такой этический момент.

Вот как Вы думаете, какие должны быть у режиссера этические принципы, чтобы не навредить тем людям, которых он снимает?

Юлия Миронова: Это самый сложный вопрос, и на него, наверное, нет ответа, потому что тут каждый человек решает сам для себя. Безусловно, Вы берете в руки камеру, Вы приходите к людям, которые не не являются артистами, и это не их работа. Вы снимаете и обнародуете их жизнь.

Конечно, как мне кажется, Вы несете за это ответственность. А многим может казаться, что нет. Ситуации бывают разные, и это исключительно личный выбор художника. Безусловно, этот фильм повлияет сильно и на этих людей, и на режиссёра тоже.

Татьяна Кыркалова: А как Вы для себя при создании фильмов отвечаете на вопрос, что показывать, а что не показывать? Когда вмешиваться, а когда не вмешиваться? То есть лично для Вас это как происходит?

Юлия Миронова: У меня есть правило: мы на площадке не вмешиваемся. То есть мы исповедуем метод прямого наблюдения и не вмешиваемся. Даже если там герою нужно наше вмешательство. Конечно, у нас нет таких фильмов про критические ситуации...

Но мы стараемся не вмешиваться, мы становимся незаметными. У меня часто съёмочная группа ведёт себя так, что и я забываю, что они тут есть. То есть мы максимально незаметно, мы фиксируем все, что дает нам жизнь.

А уже какой материал отобрать в монтаж? Тут, конечно, всегда приходится думать. Понятно, что первый раз я собираю кино всегда по своим ощущениям — я не думаю про героя, потому что если я начинаю думать про героя, это может сломать все. И когда кино собирается уже, ты понимаешь, что вот оно готово: высказывание понятно.

И тут ты начинаешь на этом этапе я начинаю думать, какие вещи могут задеть этого человека, какие могут повлиять на него негативно. Максимально стараясь сохранить всё-таки послание, мы корректируем фильм так, чтобы всё всем было хорошо.

Татьяна Кыркалова: Нужно ли как-то согласовывать с героями критические моменты или нельзя?

Юлия Миронова: Ни в коем случае! Потому что, во первых, Вы — автор, Вы берете на себя всю ответственность, а во-вторых, герой никогда себе не понравится. Это абсолютно точно. Особенно человек, который никогда не снимался. Потому что если Вы пишете интервью, человек понимает, что он приходит к Вам на интервью, он готовится, он соответствующим образом одевается, в голове прокручивает, что он будет говорить... Исходя из этого, он уже подготовился.

А там люди не готовы. Люди часто забывают про то, что существует камера, они начинают вести себя естественно. А как человек ведет себя естественно в жизни, он сам, как правило, не знает. Это чаще всего открытие.

Татьяна Кыркалова: Возможность посмотреть на себя со стороны

Юлия Миронова: Да, возможность посмотреть на себя со стороны. И часто эта сторона герою не нравится почему-то. [...]

Представьте, Вы полжизни героя сняли, допустим, или прожили с ним три месяца. У него произошли разные ситуации. Он вообще за собой даже этого не замечал. А Вы заметили!

-2

И он это видит... Конечно, как правило, это шоковая ситуация для человека. Поэтому с героями надо аккуратно — аккуратно им показывать, желательно в зрительном зале, чтобы были аплодисменты после фильма. Тогда все воспринимается гораздо легче.

Дополнительные возможности для Вас

1) Вы можете задать интересующие Вас вопросы по теме интервью в комментариях на YouTube. Юлия Миронова ответит на них.

  1. Ресурсы проекта «Научные интервью с Татьяной Кыркаловой»:

Телеграм-канал — https://t.me/kyrkalova_science

Группа ВКонтакте — https://vk.com/kyrkalova_science

Дзен-канал — https://dzen.ru/kyrkalova_science

2) Бесплатная регистрация на I онлайн-конференцию «Как с помощью вопросов извлекать знания из Экспертов?»: https://kyrkalova.ru/

-3

Полная версия интервью по ссылке. Были затронуты следующие темы: https://youtu.be/GZFaHNBRDGo

00:00 — Начало выпуска

02:25 — Как режиссёру развивать насмотренность?

05:09 — Как смотрит кино режиссёр?

06:53 — Нужно ли смотреть современные фильмы?

07:45 — Про классические труды, которые нужно знать режиссёру

09:15 — Пронзительный документальный фильм — это...

12:06 — Может ли режиссёр сам оценить свой фильм?

13:09 — Нужно ли зрителю анализировать, что он смотрит?

14:06 — Про профессиональные премии

15:39 — Какие главные задачи режиссёра?

18:05 — Про этические принципы режиссёра

20:54 — Нужно ли согласовывать материал с героями фильма?

24:03 — Про режиссёров-профессионалов

25:56 — Про отсутствие индустрии документального кино

31:08 — Про монтаж фильмов

32:27 — Про обучение студентов: чему главному надо научить?

36:18 — Как студенты развиваются после мастерской?