Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Пять оценок для советского школьника: 1944 год

Война - войной, а школа вниманием правительства обделена не была. Журнал "Вожатый" в феврале 1944 года перечисляет наиболее значимые постановления Наркомата просвещения:

  • "О введении военной и физической подготовки учащихся"
  • "О раздельном обучении мальчиков и девочек в школах ряда городов"
  • "О материально-бытовом обеспечении учителей"
  • "Об отмене социалистического соревнования"
  • "О суворовских училищах"
  • "О введении пятибалльной системы оценок успеваемости"
"Вожатый", 1944г., №1-2
"Вожатый", 1944г., №1-2

Вот о последнем Постановлении мы и поговорим.

https://ast-pravgimn.ru/files/5ced74ab39f339.02857955.pdf?ysclid=lsc5uc5oe1538681691
https://ast-pravgimn.ru/files/5ced74ab39f339.02857955.pdf?ysclid=lsc5uc5oe1538681691

К Постановлению №18 от 10 января 1944 года СНК РСФСР прилагалась инструкция - за что какая оценка может быть поставлена. До этого постановления система оценок была словесной, а не цифровой:

"Отлично" теперь соответствовало оценке "5"

"Хорошо" - "4"

"Посредственно" - "3"

"Плохо" - "2"

"Очень плохо" - 1

Заметим, что система была реально пятибалльная. На сегодняшний день эта система девальвирована - "единицы", кажется, уже никто и не ставит, а если и ставит, то скорее как меру воспитательного воздействия, а не оценку знаний... "Двойка" - вне закона, снижение успеваемости ужас и педагога и школы в целом. Ученики знают, что трояк по любому поставят... Впрочем, не будем ворчать - проблема успеваемости была острой и в благословенной советской школе.

К Постановлению была несколько позже, уже в феврале 1944 года, выпущена и инструкция - какие условия должны быть соблюдены для получения той или иной отметки. Заметим, что требование отвечать литературно правильным языком относилось к любому предмету - и не важно, на химии, на географии или на биологии отвечает ученик.

Чтобы было яснее - журнал "Вожатый" привел картинки, где одушевленная отметка всячески показывала школьнику, насколько он молодец (или нет).

"Вожатый", 1944г., №1-2
"Вожатый", 1944г., №1-2

Агрессивная единица, укоряющая двойка, назидательная тройка, четверка, указывающая верную дорогу, и влюбленно взирающая на отличника пятерка...

"Вожатый", 1944г., №1-2
"Вожатый", 1944г., №1-2

Интересно, что, согласно инструкции к постановлению, аттестат выдавался исключительно при отличном поведении! Увы, инструкции, что выдавалось при оценке по поведению "4 " или "3" пока не обнаружилось. Справка об обучении?

Исключение из школы - это, конечно, ЧП. Немыслимое нынче дело. С одной стороны - это реально пугало многих нарушителей, с другой... если все же ученик исключался, что его ждало? Как правило, "компания" - а после войны хватало хулиганов, которые и подворовывали, и поножовщина случалась, и к бутылке пацаны приучались... К чести сказать, все же нормой было биться за ученика - причем коллективно. И классная руководительница ходила домой, и на работу родителям сообщалось о поведении ученика. А дружина и комсомольская организация корили и звено, и отряд совестили за то, что недосмотрели за товарищем.

Нарушение личных границ, насильственное затаскивание в коллектив или все же забота о члене общества?

Вожатые и педколлектив школы должны были стремиться к тому, чтобы их подопечные не только учились на "5", но и вели себя безупречно!

К отличному поведению относилось не только строгое выполнение "Правил для учащихся" - следовало все же следовать не букве, а духу:

Недавно в одну мужскую школу в Рязани пришли комсомольские работники. У входа они поздоровались со стоящими мальчиками, и тут же спросили, почему никто из них не снимает головного убора.
- А что, разве вы учителя? - вопросом ответил один из учеников.
Пришедшие были озадачены.
- Нет, не учителя.
- А в "Правилах" сказано, чтобы мы снимали шапки, когда с учителями здороваемся.
"Вожатый", 1944г., №1-2

Что ещё ждали от воспитанного школьника?

Рыцарского отношения к девочкам - и не нужно бояться этого выражения. Готовность услужить, оградить от всяческой опасности девочку - непременное воспитание настоящего мужчины. Да и сами мальчики должны одергивать товарищей, которые в присутствии девочек говорят пошлости, держатся развязно, обижают их.

Почему же мальчики уступают место в транспорте взрослым женщинам старикам и не уступают девочкам? И дело не в воспитании "Вежливых кавалеров" - хотя и это было бы неплохо - а в прививании общепринятых норм поведения.

Очень хорошо поступили комсомольцы 637 мужской школы в Москве, узнав, что девочки соседней школы заняты разгрузкой дров. мальчики, руководимые комсомольцем, явились к соседям и предложили им свою помощь.
Как наиболее сильные, они выбрали самую трудную работу и великолепно справились с ней.
"Вожатый", 1944г., №1-2

И вот читаю я это всё и думаю, что при всех издержках времени никто бы не додумался до жуткой идеи "усвоения компетенций", с которой сталкиваются преподаватели.

Было слово "знание". И знание было нужным, важным и - одобряемым.

Было слово "умение". Умение доказать теорему, умение склеить коробочку, выпилить полочку, написать сочинение и показать на карте Уральские горы или Кордильеры.

Было такое слово - "культура". И её пытались передавать. Распространить. Сделать естественной, как воздух.

В какой момент все покатилось под откос?..

С педагогическим приветом, как всегда, ваша - Умная Эльза!