Нарасимха (Нарасингх, Нарсингх и Нарасингха) — пожалуй, самое яркое воплощение Вишну - одного из верховных богов индуисткой Тримурти. Это четвертый Его аватар из десяти, который яростно борется и устраняет все зло, направленное против Его преданных, и защищает их. Ему особенно широко поклоняются среди вайшнавов, считая Нарасимху воплощением победы добра над злом.
Различные воплощения Господа Вишну происходили в разное время, чтобы спасти Его преданных от тирании зла и благословить мир. Как сказано в Пуранах, Вишну принял аватар Вараха (Кабана), чтобы поднять мир из Паталы и убить тирана Ракшасу Хираньякшу. А Нарасимха был Его следующим воплощением, избавившимся от демона Хираньякашипа, брата Хираньякши.
Явление господа Нарасимхи
Господь Нарасимха имеет облик получеловека-полульва: туловище и нижняя часть тела — человеческие, а лицо и когти — как у свирепого льва. Он описывается в различных формах и, как говорят, имеет более 74 форм, касающихся различных поз и оружия, которое Он держит в Своих руках. Считается, что каждой форме, зависящей от позы Господа, следует поклоняться по определенным правилам.
Есть 9 форм, которые наиболее широко описаны:
- Угра Нарасимха,
- Кродха Нарасимха,
- Малола Нарасимха,
- Джвала Нарасимха,
- Вараха Нарасимха,
- Бхаргава Нарасимха,
- Каранджа Нарасимха,
- Йога Нарасимха,
- Лакшми Нарасимха.
Из этих форм Лакшми Нарасимха — это форма, в которой Богиня Лакшми сидит у Нарасимхе ишну на коленях, а сам он более спокоен, чем в других формах.
Ранние описания и предпосылки
Нарасимха занимает видное место во многих древних писаниях, включая Веды и Пураны. Когда Вишну в своем воплощении Варахи убил Хираньякшу, его брат-демон Хираньякашипу поклялся отомстить богу и в течение многих лет совершал аскезу на горе Мандарачала, чтобы доставить удовольствие Господу Брамхе и получить его благословление.
Когда Брамха убедился в преданности Хираньякашипы, Он предстал перед ним, чтобы исполнить его желания. Хираньякашипу пожелалх быть единым правителем всех трех миров: рая, ада и земли. Сначала он попросил Брамху о бессмертии, но это было исключено. Тогда он подумал и загадал три желания:
- чтобы его не убил ни человек, ни зверь, ни один бог или демон не сможет убить,
- также он не должен умиреть днем или ночью от стали, камня и дерева,
- а кроме того, что его нельзя убить ни в помещении, ни на улице, ни на земле, ни в небе.
Брамха исполнил эти желания, и Хираньякашипу считался практически бессмертным, получив эти дары.
Он стал королем-тираном и запретил любые молитвы Господу Вишну или любую другую пуджу, объявив себя новым богом. Но сын Хираньякашипу Прахлад был великим преданным Вишну и все время молился ему, как учил Нарада, в ашраме которого он родился у Каядху.
Прахлада послали к другим демонам, чтобы он научился путям ракшасов, но он и там не отступил от своих молитв. В приступе ярости Хираньякашипу приказал убить Прахлада, но Вишну спас Прахлада от всех покушений.
Однажды, Хираньякашипу взял булаву и, указав Прахладе на колонну дома, спросил находится ли в этом столбе его Господь Вишну, который, по его словам, был вездесущим. В ярости он ударил булавой об колонну, и, к его удивлению, внутри оказался ревущий Господь Нарасимха.
Он схватил Хираньякашипу своими когтями, это случилось на пороге дома (т.е. и не на улице и не в помещении), в сумеречный час (т.е. ни днем и не ночью) и разорвал его, таким образом спасая Прахладу. Кроме того, Нарасимха не был ни человеком, ни зверем, и поэтому Хираньякашипа был убит, и при этом ни одно из условий, дарованных ему Брахмой не были нарушены.
В традиции шиваизма говорится о том, что эта форма Вишну была настолько свирепа, что даже после того, как демон был убит, Нарасимха не успокоился, и его ярость угрожала всему миру. Тогда Господь Шива принял грозную форму Шарабхи и победил Нарасимху, побудив Вишну вернуться в свое обычное состояние.
Значение Нарасимхи
Эта история учат нас тому, что зло не побеждает добро. Те, кто поддерживает злонамеренность, будут уничтожены Богом, который присутствует повсюду. Он слушает истинные молитвы Своих преданных и в конечном итоге уничтожает зло вокруг них и восстанавливает веру в добро.
Мантры для поклонения Нарасимхе
1. Нарасимха Гаятри мантра
Ом Нрисимхайе видмахе ваджранакхая дхимахи тан но симхах Прачодаят |
Ваджра накхайа видмахе тикшна дамстрайа дхимахи тан но нарасимхах Прачодаят ||
Значение
Мантра Нарасимха Гаятри очень сильна, и благодаря повторению этой мантры всем нашим беспокойствам и страхам придет конец. Господь Нарасимха защитил бы нас от опасностей, исцелил бы наши болезни и протянул бы руку помощи во время нашего срочного призыва.
Перевод:
«Ом, позволь нам хорошо осознать Нарасимху, молниеносного. Пусть бог-Лев способствует нашим мыслям и действиям. Давайте медитировать на того, кто известен как обладатель ногтей, мощных, как молнии, и острых зубов. Пусть все мы будем благословлены Господом Нарасимхадевой».
2. Шри Нарасимха Маха-мантра
уграм вирам маха вишнум
джвалантам сарвато
мукхам нрисимхам бхишанам бхадрам
мритйур мритьюм намами ахам
Значение
Эта мантра восхваляет Господа и помогает преданным проявить полную преданность героическому Господу Нарасимхе, устранителю зла и всех опасностей в жизни.
Перевод:
"Я склоняюсь к лотосным стопам великого, героического и прославленного Господа Нрисимхи, который подобен Господу Вишну и полыхает гневом со всех сторон. Он велик, благоприятен и является смертью даже самой смерти"
Те, кто обращается к Нарасимхе должны помнить, что для поклонения Ему необходимо проявлять полное внимание к деталям и бдительность из-за Его свирепого характера.
Лидия Яхонтова
Читайте также: