Российский композитор Игорь Стравинский много времени проводил в Европе, а после начала Первой мировой войны остался за рубежом навсегда. Он дважды менял подданство, становился гражданином Франции и США. Несмотря на это, в его творчестве всегда сохранялись русские мотивы. Например, одно из самых известных произведений Стравинского — балет «Весна священная» — основано на сюжетах из славянской мифологии. «Культура.РФ» рассказывает, в каких еще сочинениях композитора можно заметить влияние традиционной русской культуры и его знаменитых предшественников — Михаила Глинки и Петра Чайковского.
Одноактный балет «Поцелуй феи» Стравинский написал в 1928 году, на пике своей славы: незадолго до этого труппа Сергея Дягилева с большим успехом представила публике его балет «Аполлон». Но заказ на «Поцелуй феи» поступил не от легендарного импресарио, а от его соперницы по балетной сцене — танцовщицы Иды Рубинштейн. Именно ей принадлежала хореографическая компания, которая поставила этот спектакль.
Основой для либретто стала сказка Ханса Кристиана Андерсена «Дева льдов». Но сам Стравинский отмечал, что оставил от литературного произведения только образы матери с ребенком, заблудившихся в снежной буре, и феи, которая очаровывает мальчика волшебным поцелуем и уносит в свою сказочную страну.
В музыке к балету Игорь Стравинский использовал темы из нескольких сочинений Петра Чайковского: «Колыбельная песня в бурю», фортепианные пьесы «Юмореска», «Ната-вальс», «Мужик играет на гармонике», «Листок из альбома». За это его критиковали в музыкальной среде: считалось допустимым опираться на работы знаменитых мастеров прошлых веков, но после смерти Чайковского прошло всего 35 лет, и классиком его еще не признали. Поэтому подобное цитирование сочли возмутительным.
В 1950 году Игорь Стравинский создал новую редакцию «Поцелуя феи». Партитуру он сопроводил подписью: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского. Балет имеет аллегорический смысл — ведь муза Чайковского сродни этой фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».
В Советском Союзе произведения Стравинского почти не ставили. «Поцелуй феи» можно было увидеть на большой сцене только в Таллине. А в репертуар Мариинского театра этот балет вошел лишь в начале XXI века.
Автор: Тата Боева