Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Русские мотивы в произведениях Игоря Стравинского. «Поцелуй феи»

Российский композитор Игорь Стравинский​ много времени проводил в Европе, а после начала Первой мировой войны​ остался за рубежом навсегда. Он дважды менял подданство, становился гражданином Франции и США. Несмотря на это, в его творчестве всегда сохранялись русские мотивы. Например, одно из самых известных произведений Стравинского — балет «Весна священная»​ — основано на сюжетах из славянской мифологии. «Культура.РФ» рассказывает, в каких еще сочинениях композитора можно заметить влияние традиционной русской культуры и его знаменитых предшественников — Михаила Глинки​ и Петра Чайковского​.

Михаил Шемякин. Лист №1 из цикла «Стравинский» (фрагмент). Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Михаил Шемякин. Лист №1 из цикла «Стравинский» (фрагмент). Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Одноактный балет «Поцелуй феи» Стравинский написал в 1928 году, на пике своей славы: незадолго до этого труппа Сергея Дягилева с большим успехом представила публике его балет «Аполлон». Но заказ на «Поцелуй феи» поступил не от легендарного импресарио​, а от его соперницы по балетной сцене — танцовщицы Иды Рубинштейн​. Именно ей принадлежала хореографическая компания, которая поставила этот спектакль.

Основой для либретто​ стала сказка Ханса Кристиана Андерсена​ «Дева льдов». Но сам Стравинский отмечал, что оставил от литературного произведения только образы матери с ребенком, заблудившихся в снежной буре, и феи, которая очаровывает мальчика волшебным поцелуем и уносит в свою сказочную страну.

Михаил Шемякин. Лист №2 из цикла «Стравинский» (фрагмент). Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Михаил Шемякин. Лист №2 из цикла «Стравинский» (фрагмент). Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

В музыке к балету Игорь Стравинский использовал темы из нескольких сочинений Петра Чайковского: «Колыбельная песня в бурю», фортепианные пьесы «Юмореска», «Ната-вальс», «Мужик играет на гармонике», «Листок из альбома». За это его критиковали в музыкальной среде: считалось допустимым опираться на работы знаменитых мастеров прошлых веков, но после смерти Чайковского прошло всего 35 лет, и классиком его еще не признали. Поэтому подобное цитирование сочли возмутительным.

Михаил Шемякин. Лист №3 из цикла «Стравинский» (фрагмент). Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Михаил Шемякин. Лист №3 из цикла «Стравинский» (фрагмент). Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

В 1950 году Игорь Стравинский создал новую редакцию «Поцелуя феи». Партитуру он сопроводил подписью: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского. Балет имеет аллегорический смысл — ведь муза Чайковского сродни этой фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».

В Советском Союзе произведения Стравинского почти не ставили. «Поцелуй феи» можно было увидеть на большой сцене только в Таллине. А в репертуар Мариинского театра​ этот балет вошел лишь в начале XXI века.

Автор: Тата Боева