Найти тему

Кони, пони и другие животные, или Как Бельмондо добрался до Сарапула

Оглавление
Красавец Тагай. Фото из личного архива Т. Ворониной.
Красавец Тагай. Фото из личного архива Т. Ворониной.

С руководителем конного клуба «Кони и пони» Татьяной Ворониной мы познакомились в ноябре 2018 года: в газете по заданию Центра занятости населения готовила материал о ней. В те первые дни ноября я ждала появления внучки, а Татьяна Анатольевна рассказала мне о своем детище – конном клубе. Проговорили мы тогда три часа. С особым воодушевлением она рассказывала о лошадях: о породах и повадках этих красивых животных, о том, как их правильно содержать, воспитывать и многом другом.

Руководитель сарапульского конного клуба "Кони и пони" Татьяна Воронина. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
Руководитель сарапульского конного клуба "Кони и пони" Татьяна Воронина. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.

Сразу оговорюсь: это не рекламный материал, а рассказ о человеке, фанатично преданном своему делу.

Как детское увлечение «лошадками» стало делом жизни

Татьяна Воронина родилась и выросла в Сарапуле. Училась в школе № 7, а по ее окончании, уехала в Уфу. В столице Башкирии она поступила в училище, где была сформирована группа по специальности «Тренер-наездник рысистых лошадей».
- Это учебное заведение географически было самым близким к дому. Поэтому мой выбор и пал на него.
Можно сказать, что практически с рождения я любила лошадей. Все мои детские игрушки были «лошадками», все рисунки тоже посвящались этим грациозным животным. В Сарапуле, к сожалению, не было секции, где бы обучали конному спорту. Да и литературу по коневодству было сложно найти. Выручали фильмы, картинки в журналах, - начинает свой рассказ Татьяна Воронина. – Однажды мне в руки попал набор открыток с разными породами лошадей. Моей радости не было предела: эти открытки я буквально «засмотрела» до дыр. И назубок выучила все известные породы. Вот так, по крупицам, собирала информацию о лошадях.

На базе клуба "Кони и пони" работает зооферма "Мечта", где можно вволю пообщаться с верблюдом Тимошей. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
На базе клуба "Кони и пони" работает зооферма "Мечта", где можно вволю пообщаться с верблюдом Тимошей. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.

С особой теплотой Татьяна Анатольевна вспоминает и веселые истории детства, как они с двоюродной сестрой, набрав хлебных корок и сахара, пробирались тайком на конный двор в с. Сигаево и кормили там лошадей.
- Конюх, завидев это безобразие, прогонял нас с треском, - улыбается Татьяна Воронина.
После окончания училища в 1993 году она вернулась в Сарапул.
- В то время я загорелась идеей организовать в городе конную секцию для детей. Выходила с этим предложением в Администрацию Сарапула. Но поддержки так и не нашла. Подруга написала, что в Челябинске освободилось место тренера при Фонде конной милиции. Проработала там год, а затем в течение двух лет была тренером в частной конюшне.

Но меня очень тянуло домой. Я единственная дочь, родители очень скучали по мне. На дворе – середина девяностых.
Хозяева мои «прогорели». Мне пришлось уволиться. И расчет за работу я получила не деньгами, а …пони по кличке Бельмондо, - с улыбкой на лице вспоминает Татьяна Анатольевна. – Как везти его в Сарапул? Что делать? Спасибо тогдашнему мэру города Роберту Бергу, он помог с автомобилем. Так, Бельмондо на машине «скорой» добрался до нашего города.
Сарапульцы помнят этого пушистого красавца: в конце 90-х ребятня с удовольствием совершала на нем пешие прогулки по Пушкинскому саду.
- Бельмондо оставил потомство в виде жеребят. В настоящее время в праздники в городском саду им. А. С. Пушкина «работает» его дочь Принцесса Белла.

"Самоедик" - житель зоофермы "Мечта". Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
"Самоедик" - житель зоофермы "Мечта". Фото из личного архива Татьяны Ворониной.

· 2001 год стал знаковым для Татьяны Ворониной: она родила дочку Валерию и познакомилась с Виктором Агашиным, у которого была ферма в д. Мыльники. Там же хозяин содержал свою лошадь. Татьяна Анатольевна вышла к нему с предложением организовать конный клуб, и нашла в лице Виктора Ивановича понимание.
- Мы совместными усилиями стали переоборудовать ферму под содержание лошадей. И в этом же, 2001 году, организовали конный клуб им. Надежды Дуровой. Я была его директором. Работать приходилось на чистом энтузиазме. Корма для животных – дело затратное. Клуб требовал постоянных вложений. Конечно, как в любом деле, были сложности. Но время шло, клуб работал и пользовался популярностью у туристов со всей Удмуртии и близлежащих регионов.
Через шесть лет произошла смена владельца. Отношения с ним у Татьяны не заладились.
- Так бывает: мы не сработались. Мне пришлось уйти. Боль, полная растерянность и, конечно, отчаяние накрыли меня с головой. Для меня это была огромная утрата, которую было не восполнить. Клуб был моим

детищем. Он был всем для меня. Шесть лет напряженного труда просто были в один день вычеркнуты из жизни.

Любимец детей - северный олень. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
Любимец детей - северный олень. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.

Делать нечего, оседлав любимую кобылу Пику, я на ней добралась до дома в с. Сигаево…
Может быть, кто другой и опустил руки, но Татьяна Анатольевна по характеру - боец. Для себя она решила: надо жить дальше. А дальше были несколько лет работы на заводе «Элеконд», ведь необходимо было кормить Пику и еще одну лошадь, которая была куплена в кредит.

С чистого листа

С 2009 года Татьяна Воронина начала новую деятельность в статусе индивидуального предпринимателя.
В рамках реализации Ведомственной целевой программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртии, в 2009-2011 гг. были выделены бюджетные средства на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости.
Татьяна Воронина представила свой бизнес-проект «Конный клуб «Кони и пони» и получила субсидию от Центра занятости населения.
Как только Татьяна Анатольевна представила свой бизнес-план по развитию пони-клуба, в Центре занятости населения она получила субсидию на покупку пони и его доставку. Пони приобрела в Уфе – рыже-пегую красавицу Мальвину. Продолжила с ней работать в Пушкинском саду.
Животных содержала в личном подсобном хозяйстве в с. Сигаево. Постепенно домашний табун рос. Он уже насчитывал пять голов лошадей и пони. Затем появилась ослица Чара.
В 2011 году Татьяна Анатольевна задумалась о покупке земельного участка, ведь животным требовалось больше пространства.
- В это время узнала, что конный клуб в д. Мыльники продается. А вернее то, что от него осталось: забор, стены, и - собственно все. Площадь конного клуба в два гектара заросла бурьяном в человеческий рост.
Вокруг были полное запустение и разруха.
В этот момент жизни мне очень помогли мои любящие родители, которые верили в меня. Они заложили дом и взяли кредит на покупку клуба. Друзья и родственники называли эту нашу затею авантюрой, и все крутили пальцем у виска и говорили, что ничего хорошего из этого не выйдет.
Конечно, первоначально перед нами стояли глобальные задачи. Все приходилось восстанавливать практически с нуля.

Знакомство с табуном. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
Знакомство с табуном. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.

Когда в конюшне отремонтировали крышу, перевезли лошадей. В то время у меня был автомобиль, именуемый в народе «котомкой», который на время стал моим домом на колесах. Там я и ночевала. Охраняла лошадей, и помогал мне в этом верный пес Акбар.

Вспоминается такой случай: в одно холодное ноябрьское утро 2011 года я проснулась от странного звука. Оказывается, лошади слизывали иней со стекол автомобиля.
В конюшне в то время еще не установили окна. Было холодно, сыро. Не было электричества, воду привозили из дома. Мне в то время исполнилось 36 лет. Если спросить: как я справилась со всем этим? Отвечу: помогли сила характера и осознание того, что клуб, в который я столько вложила сил, стал моим.
Эта мысль очень согревала и дарила веру в лучшее.
Постепенно мы восстановили базу, купили лошадей и начали работать. Все кредиты выплатили, стали обживаться, застраиваться. Огородили манеж, поставили домик, - отмечает руководитель.

За годы «Кони и пони» Татьяны Ворониной стал полноценным конным клубом. Его знают не только в Сарапуле, но и далеко за его пределами.
В табуне есть представители знаменитой местной Вятской породы, которую любили ямщики. Это выносливые, неприхотливые кони. Есть Рысаки, Латвийская порода лошадей. Также здесь разводят удивительную Забайкальскую кучерявую породу и Владимирскую тяжеловозную породу, про которую говорят «тяжелое золото» России.
Ставка делается на редкие масти: изабелловая, соловая, чубарая.
А любимцами детей являются пони и ослица Нюша.

В настоящее время в клубе обучают верховой езде, проводят развлекательно-познавательные семейные экскурсии, праздничные программы для школьных и туристических групп. На базе клуба «Кони и пони» открыта зооферма «Мечта», где посетители могут вволю пообщаться и поконтактировать с собаками породы Маламут и Самоедская собака, а также камерунскими козочками, павлином, верблюдом Тимошей, северными оленями, кроликами и настоящим вороном.

P.S. По признанию Татьяны Ворониной, не все складывается гладко. Вести дела становится все труднее. Пандемия внесла свои коррективы – большинство сотрудников уволились, так как клуб не работал. Да и конкуренция очень большая – в окрестностях Ижевска открылось много конных клубов. А ведь львиная доля средств уходит на корм животным. И самое печальное – приходится продавать поголовье. С каждым животным Татьяна Анатольевна расстается, как с собственным ребенком…

Этого красавца зовут Сынок. Он появился на свет 23 апреля 2018 года. Его мама погибла. Ее малышу заменила Татьяна Воронина. Она выкормила жеребенка коровьим молоком.  Для непосвященных: в течение первых месяцев жизни жеребенка надо кормить каждые два часа. За кормление ему надо выпоить восемь (!) бутылочек с теплым молоком. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
Этого красавца зовут Сынок. Он появился на свет 23 апреля 2018 года. Его мама погибла. Ее малышу заменила Татьяна Воронина. Она выкормила жеребенка коровьим молоком. Для непосвященных: в течение первых месяцев жизни жеребенка надо кормить каждые два часа. За кормление ему надо выпоить восемь (!) бутылочек с теплым молоком. Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
Сынок вырос. Он стал своенравным красавцем. "Нельзя детей баловать", - говорит руководитель клуба "Кони и пони". Фото из личного архива Татьяны Ворониной.
Сынок вырос. Он стал своенравным красавцем. "Нельзя детей баловать", - говорит руководитель клуба "Кони и пони". Фото из личного архива Татьяны Ворониной.

Друзья, если понравился материал, ставьте "лайки", подписывайтесь на мой канал.