Студент-педагог, учитель, преподаватель, начинающий свой путь в профессии, - всегда идеалист! Это здОрово, но небезопасно)))
Кто-то прочитал труды великих и вдохновился их успешными практиками ПЕРЕвоспитания. Кто-то посмотрел «Доживем до понедельника» и «Общество мертвых поэтов». Кто-то помнит Лидию Михайловну из «Уроков французского» и Мэри Поппинс. Кто-то держит в мыслях привычки своих учителей и планирует построить собственную траекторию педагогического успеха, основываясь на этом. Мы ждём от себя таких же гениальных решений, несём в голове картинки, где нас обнимают любящие ученики и каждый наш урок переворачивает их сознание, давая всходы разумного, доброго, вечного...
Реальность правит наши мечты и возвращает на землю. И кстати, в трудах Корчака и Сухомлинского, Макаренко об этом тоже идёт речь. Конечно, сохранять свет в душе очень важно. Но мы работаем в реальной жизни. И вот к чему должен быть готов начинающий педагог, чтобы не растерять свой свет в первые недели работы в школе.
1) Вы не сможете вдруг переделать заложенное родителями, воспитанное социумом, разрешенное ребенком самому себе. На старте ваших рабочих отношений Вы – чужой человек.
Примите тот факт, что дети могут улыбаться и клясться в вечной любви, но за вашей спиной считать вас глупым человеком, обсуждать несовершенства внешности и характера. Так они научились вести себя, глядя на окружающих их взрослых, в том числе на вас и ваших коллег. Они выбрали такое поведение, оправдывая свои неудачи Вашими недостатками. И это реальность. И дети не отличаются в этом от взрослых.
Они перестанут это делать тогда, когда захотят перестать - когда обсуждать вас будет не так интересно, как общаться с Вами, вместе работать на Ваших интересных уроках, вместе разбираться в полезных, важных вопросах, которые волнуют здесь и сейчас.
Что делать? Оставаться профессионалом. Помнить, что Вас не обязаны любить только потому, что вы пришли работать в школу. Учитель - безусловно, важная профессия. Но профессия сантехника или каменщика, стоматолога или воспитателя не менее важная. Их вы оцениваете по качеству работы, по результатам труда, не так ли?
НЕ стремитесь услышать, как вас любят, какой вы добрый и хороший учитель. Будьте внимательны и критичны к обратной связи, которую дают ваши ученики – своими ответами на уроке, своими домашками, своими результатами. Своими поступками и проступками. Если им не интересно на уроке, то признайтесь, что это Ваша недоработка.
Речь не идет о развлекаловке или об услугах обучения – Вы плохо владеете инструментами обучения и организации учебной деятельности. Так давайте овладевать ими. Вместе.
(Если хочется ответить или поспорить, порекомендовать или пояснить, пишите комментарии - мы открыты для дискуссий и обсуждений. Хотим быть полезными и нужными)
2) Инициация учителя предполагает много испытаний. Дети будут прощупывать границы. Поговорим о самых распространенных способах этой «разведки боем».
Способ 1. Попытки хамства или открытое хамство.
Это проблема. Причины - желание самоутвердиться и/или моделирование поведения значимых взрослых. А ещё - компенсация пережитых унижений.
Как быть, если кто-то из учеников демонстративно хамит? Тут единственно верного решения нет. Первая моя реакция - недоумение. Не растерянность, не обида, не негодование (такой реакции от вас и ждут), а именно недоумение. От явного несоответствия в человеке, сидящем за партой, приятного облика, человеческого интеллекта и демонстрируемого поведения.
Следующий Ваш шаг - разворот ситуации, который покажет, насколько нелепа, неверна избранная ребенком тактика. Как вы это сделаете - разоружающей улыбкой, остротой, цитатой известного мема, примером из жизни, особым взглядом и усмешкой или заклинанием ридикулус - выбирайте сами.
У Вас есть жизненный опыт (включая собственный школьный и студенческий). Помните только, что дуэль, в которой вы раскиснете, или истерично завопите "вон!", или скажете что-то вроде "пока он/она не выйдет из класса, я не буду продолжать урок", проиграна. От вас ждут именно этого. Не поддавайтесь на манипуляции.
Есть ещё один способ - ответить на хамство хамством. Не пробовали?
В условиях школы и пиитета профессии это очень рискованно. Но бывает чрезвычайно эффективно... Важно суметь отзеркалить тот же тон, ту же интонацию - противник прочувствует, что это он, только со стороны. Важное условие - понимать, когда сработает. И применять точечно – «парируем и возвращаем укол». Потому что работает лишь единожды.
Шок-терапия, реанимация субординативных отношений.
Порой достаточно показать, что Вы тоже умеете хамить, и объяснить, что намеренно не пользуетесь таким форматом общения. И больше эта демонстрация не понадобится. Но если не знаете, не умеете, не уверены - не применяйте.
А как вы противостоите хамству? Какие эффективные способы выручали вас? Напишите в комментариях. Поучусь с благодарностью.
Способ 2. Давим на жалость.
Существует огромная разница между мягкотелым учителем-рохлей и «понимающим» педагогом. Она заключается в умении отличить ситуацию, когда необходимо проявить мягкость, несколько снизить требовательность в силу объективных причин, от попытки детей «поймать халяву» и вашей слабости перед комплиментами и лестью.
На мой взгляд, 2 сценария: 1) «а может Вы нам сегодня ничего не зададите, ведь вы такая добрая»+взгляд котика из Шрека и 2)«у нас завтра выступление, можно мы пойдем репетировать» требуют разного развития. В первом случае можно просто молча переместить ДЗ в классную работу и сказать: «Хорошо, на дом останется лишь то, что мы не успеем в классе»,- при этом написав на доске объем работы на ближайшие 40 минут. Во втором случае – выдать репетирующим их персональное ДЗ в формате конспектирования или подготовки вопросов по теме, которую им придется изучить самостоятельно.
В этом случае те, кто остаются на уроке, спокойно будут работать, не считая артистов хитрецами и пронырами, удачно избежавшими присутствия на уроке. А если при этом объем ДЗ оставшихся в классе окажется несколько меньше, чем у артистов, чувство справедливости практически не пострадает. Как Вам такое решение педагогических ситуаций?
Наверное, стоит пояснить, что ДЗ я вообще не считаю обязательным элементом каждого урока. И мне трудно понять тех педагогов, для которых чем больше объем ДЗ, тем сильнее уверенность, что дети будут лучше знать. Может, лет 40 назад так было. Но в сегодняшних реалиях для тех, кто не хочет париться, есть масса возможностей проявить «креативность» и не париться. В общем будут наказаны самые совестливые и порядочные. Таков планируемый результат?
Способ 3. «А вдруг забудет…», или заговор молчания.
Если Вы сами не инициируете проверку/взаимопроверку домашнего задания, то никто вам об этом не напомнит (разве что какой-нибудь несчастный, потративший на него полночи, робко спросит, «А мы будем проверять ДЗ?»-и тут же спрячется от шикающих на него одноклассников). Признаюсь, в первые лет 5 считала проверку ДЗ вообще необязательной частью урока. Наверное, потому что не понимала, что важно проверять не НАЛИЧИЕ ДЗ, а КАЧЕСТВО его исполнения.
Сегодня именно проверку считаю неотъемлемой частью урока. Почему? Этот вид работы помогает понять, кто бездумно списывает ГДЗ и не понимает Ваших объяснений, кто не разобрался в каких-то нюансах темы и нуждается в точечной корректировке, а кто блестяще справляется с заданиями сам и уже готов помогать Вам в устранении пробелов у слабых учащихся. Работаем и исправляем тут же. Тут же выделяем и подчеркиваем. Тут же создаем «идеальную домашку».
Забыл выполнить? Бывает. Начинай работу прямо сейчас, во время проверки - закончишь сам и покажешь. Конечно, можно просто влепить двойку. А смысл? Может, правильней показать, что все промахи можно исправить?
Выводы, которые я делаю для себя в ходе проверки ДЗ, не обязательно озвучивать вслух. Хотя тем, кому необходимо зафиксировать ситуацию успеха, обязательно скажу несколько приятных слов. А вот использовать эти выводы, организуя зачет, самостоятельную работу, групповую работу на уроке, мне очень пригодится.
У качественной проверки ДЗ есть еще один громадный плюс: дети сами понимают, для чего они делают домашнюю работу, чувствуют собственный прогресс, обретают уверенность или выясняют, ЧТО ИМЕННО им не понятно, и вовремя задают важный вопрос, чтобы разобраться и не ошибаться впредь. В практике у меня был случай, когда мальчик с безобразным почерком, уверявший, что он «так пишет» и это вовсе не небрежность, силился прочитать свою же домашку и вдруг понял, что не может. Да, он стал писать разборчивее. Конечно, это был только первый шаг в решении проблемы, но он был сделан.
Заговор молчания распространяется, разумеется, и на самостоятельные, контрольные, тесты, проверочные и т.п. Если Вы забыли про обещанную/заявленную контрольную, то вините в этом самих себя. Значит, страдает планирование и подготовка к уроку. Становитесь ответственнее. А так – «шалость удалась».
Ну, и финалить будем такой мыслью: вы в мире людей. Если возникают трудности с учеником, поинтересуйтесь, как решает эту проблему его классный руководитель, другие коллеги, работающие в этом классе. Поинтересуйтесь – узнайте больше, сделайте выводы и примите решение. Не копируйте – ищите. Ваше решение – Ваша ответственность.