№72
В прошлом году бренд Smirnoff ушел из России.
Но чуть больше 100 лет назад водка, созданная по рецепту Петра Смирнова, была на столе императора России.
В 1860-х купец Смирнов нанимал зазывал, которые громко просили «смирновскую» в заведениях столицы.
Благодаря принципу
«давать лучшее, вырабатывать продукты из первоклассного русского материала и не жалеть средств и затрат на усовершенствованные аппараты производства» Смирнов дошел до международных выставок, стал Поставщиком Двора его Императорского Величества и двора короля Швеции.
Позже его сын, наследник водочной империи, вынужден был оставить все, бежав от революции. Чудом спасся от расстрела, подался в миграцию, жил в Стамбуле, Львове, Париже, пробовал заново наладить производство в Европе, но в конце концов потерпел неудачу и продал рецепт отца Рудольфу Куннету — предпринимателю из США.
Тем временем в США разыгрывалась своя алкогольная драма.
Производители локального виски, бурбона (исторически отличался от виски, прежде всего, использованием кукурузы при приготовлении), почти все закрылись из-за великой депрессией и сухого закона.
Заниматься контрабандой было проще, чем на свой страх и риск производить алкоголь в стране. И местные любители выпить развили любовь к шотландским и ирландским напиткам, имеющим более выраженный ячменный вкус. Горожане, в свою очередь, пристрастились к коктейлям, в которых можно было скрывать наличие алкоголя.
В 30-х годах, уже после сухого закона, поняв, что к бурбону интерес потерян, один из выживших владельцев винокуренных заводов Heublein искал новые ниши для роста. В этот момент ему и попался Рудольф Куннет с рецептом водки Smirnoff.
Но кому нужен алкоголь без вкуса и с откровенно неприятным запахом?
Первое время стратегия продвижения «Белый виски – ни запаха, ни вкуса» работала, но потребление было нишевым.
У водки были все шансы, как это стало с японским саке, остаться локальным напитком для мигрантов и ценителей — в 40-х годах на водку подсел Голливуд, наверное для блеска в глазах во время съемок.
И команда начала экспериментировать.
А что если сделать отсутствие вкуса — преимуществом?
Водка без вкуса (хорошая, а не «сивушная») могла сделать любой напиток алкогольным, не перетягивая на себя внимания. Это отличало водку от джина с характерным вкусом можжевельника и специй.
Как гласит легенда, после ночей, проведенных в барах Манхэттена, уже уставшие владельцы рецепта решили добавить к водке другой напиток, который также не пользовался популярностью — имбирное пиво, снабдив смесь соком лайма для смягчения горечи. И им понравилось это сочетание. Так появился «Московский мул», который должен «вышибить из вас дух» (первый слоган).
Оставалось запустить вирус
Напиток должен был стал заметным. Его нужно была выделить в баре. Тут под руку попались производители медной посуды, которые до этого активно работали для военных нужд, а теперь могли обогатить барную эстетику яркой кружкой московокого мула.
Но этого казалось недостаточно.
Команда Heublein купила первые камеры Поларойд, которые шокировала публику 50-х своими возможностями моментальной печати фотографий, делала снимки барменов и посетителей с медными кружками, распространяя фотографии по другим заведениям. Вспомните это, когда увидите фотографии посетителей в баре.
Финальным аккордом в борьбе с джином, как основой для коктейлей, стал Джеймс Бонд.
В первом же фильме, «Доктор Ноу» (1962), прозвучал оригинальный заказ коктейля мартини с водкой «Shaken, not stirred». В значительной степени благодаря продакт-плейсменту в саге, которая заигрывала со шпионской темой во времена холодной войны, к 70-м водка стала серьезным конкурентом джину.
Кстати:
- Второй бренд огненной воды, который стал популярным в мире, с русским и даже «красным» вайбом уже родом из СССР — водка «Столичная», массовое производство которой началось после войны (рецепт зарегистрирован до нее), а в 70-х право на ее распространение в США получила компания PepsiCo, хотя поставляли ее на экспорт и раньше. Еще в 60-х Хрущев пробивал этот контракт, в обмен на строительство завода газировок Краснодарском крае.
- Она пошла под слоганом “Only vodka from Russia is genuine Russian vodka!” / “Только водка из России — настоящая русская водка"
- В США её называют “Stoli”. Кстати, попала в кадры «Очень странных дел».
- Водка — не самый популярный алкоголь в мире. Виски остается первым среди крепких, в других категориях борются пиво и вино. Но Smirnoff — один из самых популярных брендов водки.
Дополнительно:
Видео: Every "SHAKEN, NOT STIRRED" James Bond Line (1962-2020)