Заключенные бунтуют в тюрьмах ровно с того момента, как эти самые тюрьмы появились. Кто-то добивается хороших условий cодержания, кто-то борется за влияние. Чем заканчиваются противостояния осужденных и тюремных властей или внутритюремных группировок, разбираем на примере свирепых беспорядков в пенитенциарных учреждениях мира.
Бунт в тюрьме «Аттика», США
9 сентября 1971 года свыше тысячи заключенных «Аттики» – одной из самых безопасных тюрем США – взяли в заложники охранников и другой персонал, всего 42 человека. Начальнику исправительного учреждения предъявили 33 требования: повысить качество медпомощи, расширить число свиданий и улучшить условия для них (тогда близкие общались с осужденными через решетчатое стекло, то есть не могли толком увидеть друг друга).
Еще бунтовщики просили обеспечить себя банальными зубными щетками, мылом и гелем для душа — на них тюремные власти почему-то экономили. Среди других требований — уволить начальника, избавить заключенных от «шмонов» и цензуры, дать книжки и газеты, прекратить насилие и притеснения из-за расы и религии, готовить нормальную еду из качественных продуктов.
Переговоры с бунтовщиками велись четыре дня. Губернатор Нью-Йорка обращался за помощью к президенту США Никсону. 27 из 33 требований были приняты, но власти не хотели увольнять начальника тюрьмы и прощать участников событий. Заключенные уступать не хотели. Тогда губернатор принял решение о штурме.
Погибло 43 человека, из них 33 — заключенные (трое от рук своих же), еще 10 — сотрудники тюрьмы (один был убит бунтовщиками). Пострадали шестеро силовиков и 85 заключенных.
Тюремный бунт в «Аттике» поддержали как на воле — уличными демонстрациями — так и за ее пределами. Волнения прокатились по другим исправительным учреждениям. События 1971 года стали отправной точкой в борьбе за улучшение содержания заключенных.
Резня в тюрьме «Урибана», Венесуэла
В январе 2013 года в венесуэльской тюрьме Урибана должен был пройти обыск. Власти подозревали неладное. В те времена «Урибану» контролировали 9 пранов — по сути, криминальных авторитетов. Информация о готовящейся проверке утекла в прессу. Оттуда о ней узнали заключенные и встретили сотрудников Министерства пенитенциарных дел выстрелами из винтовок, ружей и прочего огнестрела.
Власти подтянули к тюрьме танки. В ходе досмотра, который, по сути, превратился в резню, погиб 61 человек, еще 120 были ранены. Министерство пенитенциарных дел Венесуэлы обвинило журналистов. Мол, если бы они не написали о проверке, то кровопролития можно было избежать.
У правозащитников мнение другое: они указывали на чрезмерное применение усилия и удручающие условия, в которых содержались осужденные. В ходе проверки выяснилось, что оружие они получали не без помощи тюремных властей. Всего было конфисковано больше 100 пистолетов-пулеметов, винтовок, гранат и бомб со слезоточивым газом, почти 9 000 боеприпасов.
В тюрьме было обнаружено много подкопов. Их прорыли осужденные для связи с внешним миром. «Урибану» обещали превратить в женскую колонию, но по состоянию на сентябрь 2023 года этого сделано не было.
Беспредел в «Топо Чико», Мексика
10 февраля 2016 года тюрьму «Топо Чико» на севере Мексики охватил огонь. Здесь и раньше, как говорится, беспределили: то охранника расчленят, то сокамерников заколют. Все это на фоне переполненности тюрьмы (заключенных на 35 % больше, чем учреждение могло вместить), постоянных перебоев с водой, светом, а кондиционера (летом в Мексике + 30 и выше) здесь просто не видели никогда.
Но причиной бунта стали не плохие условия содержания, а война за власть между двумя авторитетами из международного наркокартеля «Лос-Сетас». У него в союзниках – половина криминального мира планеты от членов сицилийской мафии до триад.
Все началось с ссоры одного лидера «Лос-Сетас» с другим. Зачинщик конфликта собрал единомышленников и попытался добраться до камеры противника, чтобы убить его и получить контроль над тюрьмой. Его люди вооружились деревянными битами, палками, бритвенными лезвиями, бутылками, металлическими прутьями и стульями.
План провалился, вражеская группировка стала ожесточенно защищаться. Кто-то поджег склад с продуктами, и пламя охватило большую часть учреждения. Массовые беспорядки и пожар продолжались почти 10 часов. Погибло 52 человека, еще 12 ранены.
Чтобы пресечь беспредел, полицейские обратились за помощью к армии. А после бунта в тюрьме прошел обыск. Правоохранители нашли много интересного в камерах авторитетов: мини-холодильники с едой, огромные кровати, ванны и телевизоры, сауны, аквариумы и даже бар! А еще много алтарей почитаемой в криминальной среде богине Санта Муэрте.
Также силовики демонтировали 280 ларьков со всякой всячиной для заключенных и изъяли сотни килограммов кокаина и марихуаны. А власти в очередной раз призвали реформировать тюремную систему страны.
Война авторитетов в тюрьмах Эквадора
То, что происходит в тюрьмах Эквадора, поддается описанию далеко не всегда. Особенно события 23 февраля 2021 года. Триггером к восстанию послужило убийство лидера влиятельной криминальной группировки «Лос Чонерос» в декабре 2020-го.
Осужденные уже было начали точить ножи, но тут в нескольких тюрьмах прошли обыски. Начальники учреждений тоже кое-что понимали в современном мире. Но особого толка от шмона не было, и вечером 22 февраля заключенные в Гуаякиле взяли в заложники пятерых охранников. К исправительному центру оперативно перебросили 300 полицейских, прошли успешные переговоры.
Но на следующий день полыхнуло уже в Гуаясе, Асуае и Латакунге. Группировки, считавшиеся подразделениями «Лос Чонерос», начали ожесточенно бороться за власть. Несмотря на армию, полицию и вертолеты, осужденные разгуливали по крышам, транслировали в социальные сети, как они расчленяют, обезглавливают и сжигают противников. Погибло 79 человек.
Через два дня Нацполиция отчиталась о наведении порядка, но тут поступили новости, что не меньше 10 человек, воспользовавшись неразберихой, сбежали из тюрьмы в Гуаясе. В сентябре война за власть возобновилась в тюрьме в Гуаякиле.
Противники «Лос Чонерос» и те, кто желал утвердить свою власть, взорвали некоторые секторы тюрьмы, после чего персонал эвакуировался, и началась настоящая резня. 118 человек убито, еще 83 ранены, в стране объявлен режим чрезвычайной ситуации.
После непродолжительной паузы волнения вспыхнули вновь. В ноябре воюющие группировки продолжили подрывать друг друга с помощью динамита в тюрьме Гуаякиль. Но здесь среди 68 погибших оказались люди, которые отбывали сроки за менее тяжкие преступления и/или хотели обжаловать приговор. Тюремный мир Эквадора лихорадит до сих пор: в начале этого года в ряде центров лишения свободы заключенные захватили в заложники 139 сотрудников.
Трагедия в тюрьме «Карандиру», Бразилия
2 октября 1992 года начальника тюрьмы «Карандиру» в бразильском Сан-Паулу известили о драке между группами заключенных. Она началась после футбольного матча. Драка быстро переросла в поножовщину и массовые беспорядки, которым 15 охранников просто не смогли помешать.
Начальник тюрьмы Хосе Исмаэль Педроса вызвал военную полицию через 45 минут. Когда она прибыла, Педроса пытался вести переговоры с осужденными через громкоговоритель, но полицейские во главе с Убиратаном Гимарайншем быстро его заткнули. По их мнению, разговаривать с бунтовщиками было не о чем. Начался штурм.
Интенсивность стрельбы была такой, что за 20 минут обеими сторонами было выпущено от 3 500 до 5 000 пуль. Полицейские впоследствии оправдывались, что многие заключенные пытались заразить их ВИЧ-инфекцией «используя свои биологические жидкости»[1]. Погибло 111 заключенных, еще 37 пострадали. Страна в полном шоке, люди требуют суда, а те, кто преступил закон, но пока находится на свободе, уже набрасывает планы мести – из солидарности.
[1] Непонятно, что имели в виду полицейские. Заражение ВИЧ-инфекцией возможно либо через кровь (при переливании вероятность 9 250 на 10 000 контактов) или иглу (при уколе вероятность заражения 63 из 10 000), либо через половую жидкость (при анальном сексе вероятность 138 на 10 000 случаев). Если заключенные в них просто плевали, то для заражения полицейскому нужно было выпить примерно ведро слюны ВИЧ-инфицированного человека, что вряд ли возможно в условиях описанных событий.
В 2001 году полковника Убиратана Гимарайнша условно приговорили к 632 годам заключения за неверные действия при подавлении мятежа. После он умудрился избраться депутатом штата Сан-Паулу, но через пять лет его застрелили в собственной квартире. Вероятно, те же люди, что убили начальника тюрьмы Хосе Исмаэля Педроса. Саму тюрьму снесли, на ее месте в 2002 году появился парк.
Это далеко не весь список конфликтов, вышедших за пределы колючей проволоки. Разборки бандитских группировок в венесуэльской тюрьме «Ла Сабанета» (около 300 погибших), восстание в Гондурасе (86 погибших, большинство сгорели заживо или отравились угарным газом), бунт в британской тюрьме Стренджвейс… Международный опыт показывает: бунт как способ освободиться раньше срока не работает. Консультация нашего специалиста принесет больше пользы, а, может, и долгожданную свободу – быстрее, чем можно было ожидать.
По вопросу консультации и защиты ваших прав в суде пишите или звоните. Мы с вами на связи 24/7
📞 +7 900 268-44-10
Написать в WhatsApp: https://wa.me/79002684410
Написать в Telegram: https://t.me/institut_udo
Все наши соцсети, контакты и отзывы: https://institut-udo.com/contacts?utm_source=dzen
Обучение адвокатов по УДО и Замене наказания: https://forms.gle/7vUbHtbRuXNrwX2c8
------------------
Другие наши статьи