Иисуса Христа пытались подловить вопросами об исполнении Заповедей Закона Божьего, чтобы найти зацепку для обвинения Его в нарушении Закона. Для них было оскорбительно, что их предание не выдерживало критики в общении с Иисусом. Однако, они предание считали единым целым с Законом Моисея. Но ошибались, а потому в ответ получали разъяснение истин Божьих, смысл которых ускользал от религиозников того времени.
Как-то “Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.” (Лук.5:30-32)
Его ответ показал, что исполнять заповеди о собственном освящении недостаточно, но нужно и другим помочь, особенно самым неосвященным. Ведь Закон Моисея учил не только освящению, но и тому, чтобы привлекать к Богу и других, а не просто отделяться от них.
Субботний день религиозники тоже отделили настолько для религиозности, что и даже добрые дела не делали. “И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.” (Матф.12:10-13)
Иисус этим показал, что добрые дела должно делать всегда, и тем более в день субботний. Неужели они этого не знали? Знали, но в их понимании уже и добро, соделанное в субботы было злом. Иисус же ясно показывает, что добро всегда остается добром, и суббота всегда остается субботой, потому что Закон был не только для поклонения Богу, но и для служения ближним.
Был и такой вопрос к Иисусу от религиозников: - “зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.” (Матф.15:2)
Когда же Иисус указал им на противоречие Заповедям Божьим их предания, то подвел итог: - “Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.” (Матф.15:7-9). Такая религиозность приводит к лицемерию, когда Закон Божий исполняют не по духу, а по букве.
Так, ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, и “сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?” (Иоан.8:4,5). Для них было очевидно, что Иисус должен не только подтвердить необходимость убить женщину, но и Сам участвовать в этом.
Но Христос не пошел у них на поводу, “Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.” (Матф.18:11). Его ответ был направлен в самое сердце вопрошавших Его: “…сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.” (Иоан.8:7). Да, они видели грех женщины, но Христос обращает их внимание на их сердце, чтобы каждый сначала судил себя. И Его слово не бывает бессильным, оно произвело удивительную работу в их сердцах: “Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.” (Иоан.8:9). А самой женщине Иисус дал слово прощения Божия.
Религиозники имели свой взгляд на семью и спорили между собою о причинах, допускающих развод: “И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.” (Матф.19:3-9)
Иисус возвращает их к изначальному замыслу Бога о семье, показывая, что развод – это лишь защита стороны, невиновной в смерти семьи, а Закон Моисея лишь защищал женщину от мужа, решившегося на развод по своему жестокосердию, а не предписывал разводиться.
Религиозники пытались поставить Христа перед выбором, когда любое из предполагаемых ими решений приводило бы к обвинению Христа: “…итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.” (Матф.22:17-21). Их вопрос был в том, насколько Иисус патриот или насколько послушен существующей безбожной власти.
Иисус не выбирал меньшее зло или большее добро, Он показывал им на то, что посвящение Богу не привязано к патриотизму или верности властям, что мы должны быть не связаны политическими и национальными интересами, но верно служить Богу, Истинному Царю, Чьего Царства уже мы граждане.
Саддукеи не принимали жизни после смерти, считая, что Моисей не учил об этом, а пророки для саддукеев не были авторитетны в этом вопросе. “Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.” (Матф.22:29-32). Бог живых называет Себя Богом давно умерших праведников, значит праведники живы, а потому есть жизнь после смерти. Иисус показал им, насколько невнимательность к Писанию способна привести к отвержению Божьей силы. Отвергая книги пророков кроме Моисея, саддукеи отказались видеть истину даже там в той части Писания, которую принимали. Так ослепляет законничество и желание все объяснить своей логикой.
Религиозники и сейчас есть в среде называющих себя Божьими людьми. Они задают каверзные вопросы тем, кто живет и учит по истине веры Христовой, но не увенчаются успехом: “Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.” (Иоан.6:28,29). Религиозность базируется на делах, но Христос указывает, что Богу нужно наше доверие, а не попытки угождать Богу определенным прописанным перечнем дел. Иначе человек уже не Богу доверяется, а полагается на себя, что приводит его в отступническую религиозность.
Если мы будем привержены религиозной системе, то зачем нам Бог? Бог вне систем, Его невозможно вписать в границы человеческих правил. Лучше расстаться со своим неправильным взглядом, чем стать противником Богу. “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.” (Евр.13:8,9)