Обещания - это как дети: легко сделать, но трудно содержать - неизвестный автор.
Какое событие в российской космонавтике стало самым запоминающимся? Запуск миссии на Луну? Испытание сверхтяжелой многоразовой ракеты? А может быть успешная миссия на Марс?
Нет, оставим эти детские шалости для несмышленых американцев и чудаковатых китайцев. К чему заниматься подобными глупостями, когда можно обещать? И нужно сказать правду, обещания у нас получаются лучше всех в мире, в этом мы точно удерживаем первое место и это отличный повод для гордости.
В годы 1992 году, когда наша страна лишь вставала на великий путь грандиозных обещаний, в ГРЦ Макеева был сформирован проект воистину революционной полностью многоразовой космической системы "Корона".
А в чем его революционность, спросите вы?
Еще в XX веке Циолковский проведя расчеты массового совершенства ракеты-носителя понял, что для создания РН, которая сумеет поднять свою массу на орбиту понадобится совершенство не менее 0.15 сухой массы к массе заправленной ракеты.
Так Циолковский и придумал «ракетные поезда» (многоступенчатые ракеты-носители), где лишние ступени после израсходования топлива попросту отбрасываются, а на орбиту выводится лишь небольшая часть ракеты (верхняя ступень) вместе с полезной нагрузкой.
Так вот, в 1992 году проект ГРЦ Макеева возвращается к истокам и КБ предлагает вывести полезную нагрузку всего лишь за один заход. Разумеется все страны, который занимались разработкой ракетно-космической техники хоть раз задумывались о такой схеме, но для ее реализации требуется особые материалы, а также ЖРД с наибольшим удельным импульсом (эффективность двигателя).
С 1992 по 1995 год проект неоднократно менялся пока к 1996 году не родился финальный облик, выполненный в виде гигантского дорожного конуса.
Перспективный ли это проект? Несомненно, однако десятилетиями этот проект велся ГРЦ Макеева в инициативном порядке и этому есть объяснения. Во-первых, все эти годы РФ проедала советский ракетный задел, а ответственные мужи лишь хихикали при разговорах о многоразовых космических системах (зачем париться, когда схема работает, а бизнес мутится).
Потом некто Илон Маск сгреб хихикающих глупцов за шкирку и выставил на обочину жизни вместе с их устаревшим металлоломом.
Еще несколько лет было потрачено на то, чтобы убедить общественность в том, что "все с этими многоразовыми ракетами не так однозначно", потом очевидное признали и пообещали сделать свои собственные ракеты, только побольше и получше.
Тогда то из сундука достали проект "Корона", сдули с него пыль и пообещали начать проектирование аж в 2023 году.
Мы в ОК
Таким образом, обещанная масса конструкции 302-315 т, высота — 42,15 м, при массе выводимой нагрузки в 5 тонн. Все это в космос должен отправлять двигатель жидкостный реактивный двигатель внешнего расширения с центральным телом общей тягой в 450 тонн, что примерно эквивалентно РД-180.
Все это должно совершать вертикальную посадку (привет Falcon-9) и иметь высочайшие показатели экономической эффективности.
И здесь возникает вопрос. Хотя проект и возобновлен с 2017 года и к нему официально подключились главные профильные институты страны, будет ли реальный прогресс или все закончится обещаниями?
Наверное это и есть главная проблема, ведь с одной стороны Госкорпорация в кои то веки представила что-то способное не только догнать, но и перегнать разработки лидеров космической гонки, а с другой стороны мы продолжаем десятилетиями ставить на крыло уже привычные изделия вроде Ангары или Союз-5 и конца и края этому не видно.
Не слишком ли многого мы ждем от этих людей?