Вчера умерла от онкологической болезни одноклассница, цинна г1япабаркь. Мы родились в период властвования коммунистов и поэтому религиозное обучение не прошли. Соответсвенно, знания об исламе особо не получили. Мой покойный дедушка делал намаз и про себя что-то читал, даже когда ослеп делал омовение и причиной смерти стало падение с лестницы, когда шел на омовение. Но он не обучил молитве и намазу ни отца моего ни внуков. Поэтому у меня остается безответный вопрос, неужели страх наказания властями силнее веры в аллаха и страха наказания аллахом?
Как даргинцы стали мусульманами здесь ранее было озвучено в историческом экскурсе про них. Но я так и не понял, как и на каком языке арабы передали изначально информацию даргинцам, то ли силой заставляя заучивать текст и действия, то ли обучив даргинцев арабскому языку, то ли сами сперва обучились даргинскому языку. Но предполагаю, что больше акцент был на страх адового огня, потомучто им постоянно пугала покойная мама.
В советский период при правительстве было управление по религиозным делам, где замруководителем работал мой родственник. Однажды сокурсник коммунист лакец спросил: - Можешь пойти со мной к нему, чтобы спросить про направление на учебу брата в Самарканд? - Хорошо, если надо, а зачем так далеко? - Только там религиозное обучение, брат во время службы научился от чеченца молиться и хочет поехать. Его брату дали направление. В небольшой период, несколько лет назад, он был замом муфтия.
Очередная историческая смена власти привела к частичной свободе вероисповедения и часть даргинцев отправились за знаниями к арабам. От того, что религиозные органы управления были у аварцев, массового воздействия на даргинцев от них не было. Поэтому, часть даргинцев остаются этническими мусульманами, которые задают вопросы и ждут на них ответы от Абдуллаха.
Я тоже больше года не могу попасть к другому Абдуллаху хаджи, сыну советского директора школы, музыканту, чтобы задать несколько вопросов про ислам.
Какие вопросы задал даргинец выложу дальше.