Барбер Ранэль Гатауллин родился в Казани, работал барбером в Москве. Уехал из России весной 2022 года. Выбрал США, потому что говорил на английском языке и была возможность релоцироваться именно в эту страну.
Подготовка к отъезду была быстрой. Мастер получил новый загранпаспорт, собрал нужную сумму, продал часть имущества и купил ближайшие билеты на самолёт. Это был его первый визит в США.
«Было непривычно видеть гигантские города, которые на три четверти состоят из субурбии. Это когда одноэтажные дома стоят на узких улицах друг напротив друга, и всё это уходит далеко за горизонт. Даже дорожные знаки не такие, к каким привыкли европейцы», – уточняет барбер.
При этом, по его словам, адаптация проходила легко, так как один из ближайших друзей уже жил в Америке.
С работой тоже не возникло сложностей, хотя в США в бьюти-сфере есть ограничения для иностранцев. Для того, чтобы стать парикмахером, нужно прослушать определённое количество часов в местной бьюти-школе, рассказывает Ранэль. Их число зависит от штата.
«Например, в Калифорнии для получения лицензии Cosmetology, позволяющей стричь и окрашивать волосы, нужно иметь 1200 школьных часов. Но не всё так страшно. Опытные парикмахеры могут показать документы из своих стран, подтверждающие их образование и опыт работы. Если всё получится, то нужно будет сдать тест и получить заветный документ», – рассказывает барбер.
Он так и сделал. Ранэль искал работу методом воронки.
«Я представил, что бы я делал, если бы оказался без работы в Москве. Сначала нашёл салоны, устраивающие меня по цене за услугу – около 100 долларов за мужскую стрижку. Так появились первые 10 салонов в моём списке. После этого я добавил два фильтра – интерьер и работы мастеров этих салонов. Осталось 3-4 места. Вот туда я и написал. Пришёл на интервью в первый ответивший мне салон Francesco Black и начал там работать через несколько дней», – делится Ранэль. Позже он перешёл в Sinta Salon.
На момент приезда у мастера уже были постоянные клиенты – те, кто переехал в тот же период или раньше. И их число стало быстро расти за счёт местных жителей.
В Москве у Ранэля стриглись владельцы бизнеса, программисты, музыканты, художники, городские и федеральные чиновники. В США картина несильно поменялась, разве что чиновников и артистов стало меньше.
«Сан-Франциско – это столица современных технологий, поэтому каждый клиент так или иначе связан с техногигантами и стартапами. В целом привычная для меня публика», – подчёркивает мастер.
Принципиальных отличий в обслуживании гостей в США Ранэль не заметил. По его наблюдениям, все хотят встретить дружелюбного парикмахера, выпить чашку кофе и получить хорошую услугу. С некоторыми клиентами у него завязались приятельские отношения
«Люди здесь отзывчивые, дружелюбные, легко идут на контакт. Много улыбаются, умеют радоваться жизни. Климат располагает», – отмечает Ранэль.
Он признаётся, что в США научился больше улыбаться. И если бы сейчас открывал салон в Москве, то учил бы своих сотрудников именно этому, а ещё ввёл бы для них факультативные классы по английскому языку.
У самого Ранэля языкового барьера не было – он приехал в страну с хорошим английским. По деньгам мастер быстро вышел на тот же уровень жизни, что был на родине. В первые несколько недель он часто конвертировал курс доллара в своём внутреннем калькуляторе, но потом отказался от этого.
Аренда жилья в приличном месте здесь обходится примерно в 2500 долларов. Зато до работы близко – 10 минут пешком. Страховку и налоги вычитают из зарплаты. Ужин в приличном ресторане обойдётся примерно в 120-200 долларов на человека, а в недорогом – до 40 долларов.
Банка колы стоит полтора-два доллара, пачка сигарет – 15-20. Буррито, то есть мексиканская шаурма, 12-15 долларов. Столько же бургер.
«Жизнь здесь не бесплатная, и доллары на деревьях не растут. Но если человек работает, то спокойно может всё это себе позволить. Терпение и труд всё перетрут. Цены только кажутся запредельными, быстро перестраиваешься и привыкаешь. Я в первый же год обвесился яблочными гаджетами, накупил кучу дорогих шмоток и даже новый компьютер», – вспоминает Ранэль.
Главный вывод, который сделал барбер, начав работать заграницей – это то, что нужно быть профессионалом.
«Клиенты это чувствуют и остаются с тобой», – подчёркивает Ранэль.
По его мнению, салонная индустрия фантастически идентична в большинстве стран: все люди хотят отлично выглядеть, но готовы платить за это разным количеством времени и финансов.
Плюсы работы в США барбер видит в том, что ежедневно соприкасается с большим количеством людей разных культур. И это невероятно интересно.
«У меня, например есть чел из Японии, который приходит абсолютно каждую пятницу в 10 утра, чтобы освежить стрижку. Такая японская педантичность и высокие требования к себе», – отмечает мастер.
Всем, кто планирует переезд в США, Ранэль рекомендует выучить язык до переезда.
«Это решающий фактор при поиске работы. Каким бы вы ни были виртуозным парикмахером с 10-тысячным профилем в Инстаграме*, все эти красивые картинки ничего о вас не скажут на интервью с потенциальным работодателем», – предупреждает Ранэль.
Ещё мастер советует собрать все дипломы об образовании, сертификаты, сопроводительные письма с предыдущих мест работы. По его словам, всё это поможет в кратчайшие сроки получить лицензию. И, конечно, нужно быть готовым к трудностям, но не сдаваться.
«Москва слезам не верит, и Америка тоже», – резюмировал Ранэль.
* Instagram принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой в РФ