Ну что ж, друзья, сегодня этому каналу исполнилось ровно 6 лет, а статья эта станет 1340-й. Количество просмотров достигло 48,1 млн - население приличной страны, а подписчиков - 71 тысяча. Не самые уникальные цифры, но как по мне, так вполне неплохие. Можете поздравить меня в конце лайком, чего я обычно не прошу, однако, всё-таки круглая дата :)
А теперь перейдём к заявленной теме.
Британия потрясена наглым решением России запретить английским рыбакам ловить рыбу в российских водах в Заполярье. Речь идёт вот об этом районе:
Ясно, что это происки злобного Путина - вот заголовок из dailymail.co.uk :
"Путин угрожает британской рыбе с жареным картофелем: Россия объявляет рыболовную войну Великобритании, запрещая нашим траулерам ловить в Баренцевом море и поставлять оттуда треску и пикшу
- Только в прошлом году в Баренцевом море было выловлено колоссальные 566 784 тонны трески.
Свыше полумиллиона тонн, Карл! И это только трески! Но, может быть, Россия имела от этого значительные выгоды? Нигде, сколько не копал, не нашёл, что получала за это Россия, а ещё раньше СССР, в денежном исчислении. Давайте посмотрим, как возникло такое положение.
Соглашение о рыболовстве между Великобританией и СССР было подписано в Москве 25 мая 1956 года заместителем министра иностранных дел СССР Василием Кузнецовым
и послом Великобритании в СССР Уильямом Хейтером
Его смысл говорит от том, что стремление понравиться Западу путём односторонних уступок было присуще ещё в хрущёвские времена. Как утверждает соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов в интервью "Известиям", "...по этому документу власти Великобритании не должны были предоставлять советской стороне что-либо взамен на право захода их рыболовных судов в территориальные воды СССР (теперь России)."
Это подтверждает и президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) Герман Зверев: "...денонсируемое соглашение имеет одностороннюю направленность, для России аналогичные или соразмерные выгоды напрочь отсутствуют."
Как это мне напоминает: "Кемска волость? Да пусть забирают на здоровье, я-то думал, господи... Царь знает, что делает!"
"Дейли Мейл" пишет: "Сделка привела к резкому увеличению рыболовства Великобритании в Баренцевом море: в 1961 году британские суда выловили в этом регионе 158 000 тонн трески.
Девять лет спустя этот показатель вырос до 181 000 тонн, поскольку тресковые войны привели к сокращению вылова вокруг Исландии, и с тех пор этот регион поставляет в Британию огромное количество трески и пикши.
А в прошлом году, как выше сказано, вылов составил более полумиллиона тонн. К рыбным войнам Британии с другими странами мы ещё вернёмся, а пока отметим, что это соглашение выполнялось СССР даже в самые напряжённые годы противостояния с Западом в годы Холодной войны!
Вот снимок с подписью из упомянутой статьи:
"Британским судам уже почти 70 лет разрешается ловить рыбу вдоль побережья российского Кольского полуострова в Баренцевом море и к востоку от мыса Канин Нос."
Но сколько верёвочке не виться...
Сейчас Британия один из активнейших, если не главный поставщик вооружений на Украину, которыми убиваются наши военнослужащие на линии боевых действий и гражданское население на территории России. Уже 24 февраля 2022 года Британия ввела санкции против России, как государства и против её граждан, а затем многократно расширяла их.
В марте 2023 года она исключила Россию из режима наибольшего благоприятствования в торговле. В частности, Лондон ввёл дополнительный тариф в 35% на ввоз ряда наших товаров, чтобы "нанести максимальный ущерб российской экономике, минимизировав негативные последствия для Великобритании".
И всё это время они продолжали жрать нашу рыбу - составную часть излюбленного на острове блюда "фиш энд чипс":
Но вот Москва решила положить этому конец и в Британии поднялся вой - как же мы теперь харчеваться-то станем? Мы, конечно, не будем столь наивны, с голоду англичане не умрут, но удар по их источникам продовольствия довольно ощутимый.
Однако более интересен вытекающий из сложившейся обстановки вопрос - а могут ли англичане продолжить лов под защитой своих военных кораблей?
Заглянем вглубь этой истории. Англичане описывают её так:
"...Британские рыбаки уже давно обитали в богатых водах Исландии, ловя пикшу, палтуса и треску. Это вызвало глубокое возмущение в Рейкьявике, и после Второй мировой войны правительство Исландии стремилось ограничить британскую рыболовную деятельность, расширив свои территориальные границы с трех до четырех морских миль от побережья в 1956 году. В 1958 году этот лимит был расширен до двенадцать морских миль. Это второе расширение было сочтено серьезным оскорблением британских коммерческих интересов, и Королевский флот был задействован для охраны британских траулеров в двенадцатимильной зоне. Однако стоимость этого развертывания стала слишком высокой, и Великобритания в конечном итоге признала новые границы при условии, что ее траулеры смогут продолжать ловить рыбу на своих старых территориях до 1964 года.
Подобная модель территориального расширения Исландии, развертывания Королевского флота и дипломатического урегулирования повторилась еще дважды: в 1972–1972–1973 годах и 1975–1975–1976 годах.
На снимке Фрегат типа 12 HMS Plymouth охраняет британский траулер «Отелло» у берегов Исландии, 1973 год
Конфликты были ожесточенными: исландские патрульные катера и британские фрегаты вели таранные бои - HMS Mermaid сталкивается с судном исландской береговой охраны Pór, март 1976 года:
Повреждение носовой части HMS Falmouth после тарана ICGV Týr на скорости 22 узла, май 1976 года:
Столкновение ICGV Týr с HMS Bacchante, февраль 1976 года:
Исландские суда использовали резаки сетей, чтобы лишить британские траулеры уловов, и стреляли холостыми снарядами, чтобы отпугнуть рыбаков. Благодаря исключительно хорошей морской подготовке и некоторой удаче, единственной смертельной жертвой в этих непрерывных боях в плохую погоду стал всего один исландский моряк, хотя корабли с обеих сторон получили серьезные повреждения.
Какие тогда вскрылись проблемы у британского флота?
Исландские корабли действовали всего в нескольких милях от своих портов приписки и могли быть быстро отремонтированы и вернуться в строй, в то время как фрегатам RN, возвращающимся в Росайт, Чатем, Портсмут или Девонпорт, предстояло пройти более тысячи миль.
Далее, корабли типа «Линдер», предназначались для быстрой охоты на советские подводные лодки. Их легкие, небронированные корпуса были уязвимы для тарана исландских патрульных катеров, а бурное море в Северной Атлантике повышало риск дальнейших повреждений. Более того, фрегаты с паровыми турбинами, использовавшиеся во время Тресковых войн, были дорогостоящими в эксплуатации – их экипаж насчитывал более двухсот человек.
Во время "Тресковых войн" в водах Исландии обычно направлялись четыре фрегата и танкер RFA, но за этими относительно небольшими цифрами скрывается степень ротации флота: в кампании 1972–1973 годов участвовало 32 фрегата, а в 1975–76 годах — 22 фрегата.
Однако, даже в то время у Королевского флота (около 80 эскортных кораблей в 1970-е годы) не было достаточно сил, чтобы одержать стратегическую победу у Исландии. Что же говорить о современном, насчитывающем всего 15?
С конца 2021 года с ВМС больше не заключаются контракты на выполнение функций по охране рыболовства, а большая часть работ по надзору передаётся частным подрядчикам.
Я думаю, что у нашего флота всё же хватит сил, чтобы поставить на место, как британских рыбаков, так и их охрану - если до этого вообще дойдёт дело.
*****
Ранее я писал, как наш ВМФ защищал своих рыбаков в дальних морях:
.............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: