Освоение корабля нового проекта.
"Летом 1959 года после перехода с завода «Красное Сормово» в плавучем доке по Мариинской водной системе переоборудованная подводная лодка C-80 прибыла в город Северодвинск и ошвартовалась у причала завода 402. Здесь находилась сдаточная база завода «Красное Сормово», и нас уже ждала сдаточная команда для проведения швартовных испытаний. Швартовные испытания и устранение неполадок в механизмах и конструкциях корабля длились до открытия навигации по Белому морю весной 1960 года.
В начале лета 1960 года C-80 своим ходом вышла в Баренцево море. На пути следования в Белом море были проведены кодовые испытания двигателей надводного хода (дизелей 37Д) и главных электродвигателей подводного хода (ПГ-101). В период белых ночей лодка ошвартовалась у пирса в бухте Ягельная. Здесь же стояла новенькая плавучая база финской постройки, на которой разместился личный состав нашей лодки.
Чepeз два - три месяца к этому же пирсу пришвартовались ещё две подводные лодки, которые переоборудовались под проект 644.
Была, таким образом, создана 212 бригада из трёх единиц, вошедшая в состав дивизии подводных лодок.
Командиром дивизии тогда был капитан 1 ранга Егоров, флагманским механиком капитан 2 ранга Осягин. Командовал 212 бригадой капитан 1 ранга Сухомлинов, начальник штаба - капитан 3 ранга Спиридонов, флагманский механик - капитан 3 ранга Лебедев.
Сразу же после прибытия началась отработка личным составом задачи №2. Главное внимание при этом уделялось ракетным стрельбам. Командование бригады объявило, что по указанию Главкома адмирала Горшкова подводная лодка C-80 должна, как первая ракетная лодка 644 проекта, в 1960 году войти в первую линию.
Весь 1960 год экипаж отрабатывал задачу и проводил многочисленные испытания и проверки. Тем не менее, в связи с недостатком времени не были выполнены два важных пункта программы:
1.Работа двух дизелей под РДП.
2.Определение остойчивости подводной лодки в штормовую погоду при волнении моря 7 баллов.
Оба этих пункта считались важными.
Так не было известно, как фактически изменилась остойчивость подводной лодки после переоборудования при несении двух ракет П-5, а также при их отсутствии и заполнении ракетных контейнеров водой.
В отличие от 613 проекта, на котором работа под PДП обеспечивалась только при работе одного дизеля, для работы под двумя дизелями на проекте 644 установлена новая система подачи воздуха к дизелям из труб большего диаметра - 430 мм вместо 360 мм, как выполнено на 613 проекте. Наружная шахта, кроме верхнего ограждения, снабжена поплавковым устройством, предназначенным закрывать шахту при накрытии поплавка волной в штормовую погоду.
Как выяснилось позже, в штормовую погоду в зимних условиях плавания поплавок PДП покрывался льдом и при длительном движении под РДП не всплывал и, следовательно, не закрывал шахту при накрытии её волной. Вода скатывалась в трюм 5 отсека правого борта, куда поступает наружный воздух через шахту.
15 декабря 1960 года был подписан акт о приёме подводной лодки от завода «Kpacное Сормово».
Экипаж вышел в море для сдачи задачи №2 с тем, чтобы подводная лодка вошла в первую линию. Штa6 бригады задачу принял, но с рядом замечаний. Во время сдачи задачи комбриг Сухомлинов высказал недовольство командиру лодки капитану 3 ранга Ситарчику, считая, что отработка организации 3 отсека (центрального поста) плохая.
- Товарищ Ситарчик, мне непонятно, кто у Вас командует в центральном посту? Вы несёте полную ответственность за организацию в отсеке. Почему командуете не Вы, а капитан-лейтенант Черничко (*). Сколько времени потребуется Вам для отработки уставной организации в отсеке?
Последовал незамедлительный ответ Ситарчика:
- Мне потребуется один месяц.
- Вы же офицер! Имейте честь! Отлично знаете, что мы не располагаем таким временем.
Я находился в центральном и был свидетелем этого диалога.
На лодке знали, что наш командир Анатолий Дмитриевич Ситарчик давно готовился к демобилизации, знал он, что вместо него командиром назначается капитан-лейтенант В.А. Николаев, командир с подводной лодки 613 проекта. Уход из Флота и обустройство в своей родной Одессе были его давнишней, заманчивой идеей, и цель, казалось, была близка к реальному воплощению. Возможно, поэтому к службе он относился несколько легкомысленно и с удовольствием перепоручал выполнение своих прямых обязанностей старпому, помощнику, а то и командиру БЧ-2-З.
Сразу после сдачи задачи №2 я и штурман Александров отбыли в отпуск, так как 1960 год подходил к концу, а отпуск за текущий год у нас не был использован.
Отъезд в отпуск решил мою и его судьбу".
Продолжение следует.
Сноска:
(*) - капитан-лейтенант Виктор Черничко командовал БЧ-2-3, и его боевой пост находился в 3 отсеке.
Спасибо огромное Валерию Евгеньевичу Колпакову за предоставленную возможность опубликовать воспоминания своего отца!
08.02.2024
.