Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Коучинг и субмодальности из НЛП

В коучинг субмодальности пришли из НЛП.

Сначала поговорим про модальности, потом углубимся в субмодальности ( как субмарина, нырнем под слой воды в неведомое…).

В НЛП (нейролингвистическое программирование) термин "модальность" относится к предпочтительному способу восприятия и обработки информации человеком. Важными модальностями в НЛП являются визуальная, аудиторная (аудиальная) и кинестетическая.

  1. Это относится к зрительному восприятию и визуальным представлениям в мозге. Визуальные образы могут быть яркими или тусклыми, крупными или мелкими, цветными или черно-белыми. Когда человек мысленно представляет картину, видит что-то в своем внутреннем визуальном поле, это относится к визуальной системе.В - Визуальная система (Visual):
  2. Эта система связана с восприятием звуков и звуковых представлений. Когда человек воображает звук, слышит внутренний голос или музыку, это относится к аудиторной системе.А - Аудиторная система (Auditory):
  3. Эта система связана с восприятием ощущений, таких как касание, движение, тепло, холод и другие кинестетические восприятия. Когда человек чувствует эмоции, ощущает физическое давление или движение в своем внутреннем представлении, это относится к кинестетической системе.К - Кинестетическая система (Kinesthetic):

В НЛП используют термин "аудиторная модальность" или "аудиальная модальность" для обозначения предпочтения человека к звуковой системе восприятия. Оба термина являются приемлемыми, и их можно использовать взаимозаменяемо.

  • Аудиальная модальность (Auditory):Термин "аудиальная" происходит от латинского слова "audire", что означает "слышать". Использование этого термина более соответствует происхождению слова и ближе к английскому корню.
  • Аудиторная модальность (Auditory):Термин "аудиторная" произошел от латинского "auditor", что также означает "слышащий". Этот термин стал более распространенным в русскоязычных текстах и обучении.

Комбинируя эти три системы (визуальную, аудиальную и кинестетическую), можно описать предпочтительный способ восприятия мира для конкретного человека. Например, человек может быть визуальным типом, предпочитающим визуальные образы и картинки, или аудиторным типом, который ориентирован на звуковые аспекты. Понимание предпочтительных систем помогает в работе с коммуникацией, обучением и коучингом, так как это позволяет лучше соответствовать языку и представлениям собеседника.

Субмодальности - это тонкие характеристики элементов внутреннего представления информации в мозге человека. Они представляют собой детали, которые придают особенности нашим восприятиям и внутренним представлениям. В контексте нейролингвистического программирования (НЛП) и психологии, термин "субмодальности" используется для описания различных аспектов визуальных, звуковых, кинестетических и других представлений внутреннего мира человека.

Примеры субмодальностей могут включать:

  1. Цвет (яркий, тусклый, черно-белый).Визуальные субмодальности:
  2. Размер (большой, маленький).
  3. Форма (круглый, овальный).
  4. Расположение (в центре, сбоку).
  5. Громкость (громкий, тихий).Звуковые субмодальности:
  6. Тембр (резкий, мягкий).
  7. Тон (высокий, низкий).
  8. Давление (легкое, среднее, тяжелое).Кинестетические субмодальности:
  9. Температура (теплое, холодное).
  10. Текстура (гладкое, шероховатое).
  11. Запах (приятный, неприятный).Вкусовые субмодальности:
  12. Вкус (сладкий, горький).

В контексте коучинга субмодальности относятся к тонким элементам внутреннего представления информации в мозге человека. Эти элементы включают в себя такие аспекты, как цвет, размер, форма, звук, движение и другие характеристики, которые используются для представления определенных мыслей, воспоминаний или чувств. Использование субмодальностей в коучинге может помочь клиенту изменить свои внутренние представления и переосмыслить свой опыт. Вот несколько способов использования субмодальностей в коучинге:

  1. Изменение качества восприятия: Коуч может направить клиента изменить характеристики внутренних представлений для изменения эмоционального отклика. Например, изменение яркости цвета или тембра звука связанного с негативным воспоминанием может помочь смягчить его воздействие.
  2. Усиление положительного опыта: Клиент может быть направлен на усиление положительных субмодальностей в своем внутреннем представлении. Например, увеличение яркости и насыщенности цвета, связанного с приятным воспоминанием, чтобы сделать его еще более приятным.
  3. Изменение перспективы: Коуч может помочь клиенту изменить точку зрения или ракурс внутреннего представления для получения нового взгляда на ситуацию. Это может включать в себя изменение угла обзора, размера объекта или его расположения.
  4. Работа с ассоциацией и диссоциацией: Субмодальности также могут использоваться для изменения степени ассоциации (восприятия события, как будто оно происходит с самим человеком) или диссоциации (восприятия события, как будто оно происходит вне его).
  5. Смена стратегий решения проблем: Клиент может быть направлен на изменение субмодальностей в своем внутреннем представлении задачи или проблемы для поиска новых способов решения.

Важно отметить, что эффективное использование субмодальностей требует от коуча чувства тонкости и гибкости, чтобы находить индивидуальный подход к каждому клиенту. Работа с субмодальностями может быть мощным инструментом для изменения внутреннего опыта и поведенческих паттернов.

Субмодальности важны, поскольку они могут влиять на эмоциональные реакции, мышление и поведение человека. Использование субмодальностей в терапии или коучинге может помочь изменить внутренние представления и ассоциации, связанные с определенными ситуациями, что в конечном итоге может способствовать изменению эмоциональных реакций и поведенческих паттернов.

Предположим, у клиента есть негативное воспоминание о собеседовании на работу, и оно вызывает у него чувство тревоги. Коуч может использовать субмодальности для изменения внутреннего представления этого опыта и уменьшения негативных эмоций.

  1. Клиент может видеть воспоминание в черно-белых тонах.Идентификация субмодальностей:Цвет:
  2. Звук: Воспоминание может сопровождаться низким, монотонным звуком.
  3. Размер: Клиент может видеть себя внутри сцены, но с собой маленьким и незначительным.
  4. Коуч может попросить клиента постепенно добавить яркие цвета в сцену, сделать изображение ярким и красочным.Изменение субмодальностей:Цвет:
  5. Звук: Клиент может изменить звук на более приятный и спокойный, например, звук природы или музыку.
  6. Размер: Клиент может увеличить размер своего собственного изображения, сделать его более крупным и доминирующим.
  7. Коуч может спросить у клиента, какие изменения он замечает в своем внутреннем представлении. Возможно, клиент почувствует, что опыт стал более приятным и менее тревожным.Проверка изменений:
  8. Клиент может визуализировать успешное собеседование с новыми субмодальностями, чтобы создать положительное и уверенное восприятие этого опыта.Установка нового внутреннего представления:
  9. Коуч может направить клиента ассоциироваться с положительными эмоциями, связанными с новым внутренним представлением, например, чувством уверенности и успеха.Ассоциирование с положительными ощущениями:

Этот пример демонстрирует, как с помощью изменения субмодальностей можно воздействовать на внутренний опыт клиента, делая его более позитивным и конструктивным. Важно, чтобы процесс адаптировался под индивидуальные особенности каждого клиента, и коуч должен внимательно реагировать на его реакции и предпочтения.

Автор: Валиулов Айдар Абдуллович
Психолог, Коуч Магистр психологии

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru