Найти тему

Листая «Золотые страницы башкирской музыки…»

В этом концертном сезоне Государственный академический симфонический оркестр Республики Башкортостан продолжает знакомить слушателей с музыкальным наследием башкирских композиторов разных поколений. Казалось бы, совсем недавно в Уфе с большим успехом прошёл творческий вечер заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан, народной артистки Башкортостана, композитора Лейлы Исмагиловой. В декабре Госоркестр с честью открыл XXXII Всероссийский фестиваль композиторов Поволжья и Приуралья, где прозвучала музыка ярчайших представителей композиторских школ Башкортостана и соседних республик. И вот спустя чуть больше месяца коллектив представил новый проект.

Автор- Эльмира Ижболдина
Автор- Эльмира Ижболдина

Последний день января в рамках музыкально-просветительского абонемента «Золотые страницы башкирской музыки» был отдан памяти выдающихся композиторов республики –заслуженного деятеля искусств БАССР, народного артиста Башкортостана Абрара  Габдрахманова(1935-2013) и заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Башкортостан Салавата Низаметдинова (1957-2013). В разные годы судьба привела обоих композиторов, кстати, уроженцев Учалинского района Башкортостана, в Уфимский государственный институт искусств. К тому же, Абрар Габдрахманов стал первым учеником Загира Гариповича Исмагилова, по инициативе которого и открылось высшее учебное заведение. «Абрар, если я пойду ректором в институт, ты будешь моим первым студентом!» - эти слова Загира Гариповича стали для начинающего композитора пророческими.

-2

-3

Открыла программу симфоническая картина «Прекрасные долины Урал-реки» Абрара Габдрахманова. Первое крупное сочинение Абрара Хаковича, его дипломная работа в институте искусств в классе Загира Гариповича уже тогда поразило самобытностью почерка, красотой мелодических линий (как известно, именно песни принесли Абрару  Габдрахманову первый успех), прозрачностью оркестровки. Обратившись к жанру симфонической картины, молодой композитор, по сути, продолжает традиции своих учителей, Загира Исмагилова, Николая Инякина, Рафика Сальманова. Кстати, известно, что обобщенной программой сочинения стало стихотворение Габдрахманова из его песни «Яик». 

 

Яик ты мой, светлая река,

Сестра родная гор Уральских.

В тебе, о светлая река,

Самые прекрасные мои мечты…

-4

Своеобразным лирическим откровением  и открытием  вечера  стал «Вальс-фантазия» Габдрахманова , написанный в 1996 году. Сегодня мы не знаем ,  повлиял ли знаменитый «Вальс-фантазия» Михаила Глинки на желание  Абрара Хаковича  создать сочинение в подобном жанре , но  здесь  автор   открывается с другой стороны,  предстает как композитор-психолог, тонко  затрагивая  свои внутренние переживания , погружаясь в глубины  субъективного  пространства .  Эта лирическая линия  проходит и  в сочинениях  Салавата Низаметдинова – поэме «Признание» и пьесе «Мудрая» из цикла «Пять женских портретов». «Я не старался отразить в музыке конкретного человека, -  однажды после исполнения  «Портретов»  признался композитор, - скорее, это, волнующие впечатления от встреч».

-5

Завершился концерт джазовой пьесой «Vivat, Шарк!», написанной Салаватом Низаметдиновым к 5-летию оркестра (изначально коллектив был создан в 1992 году как симфонический оркестр телерадиокомпании «Шарк»), посвящённой музыкантам и основателю коллектива, первому дирижёру и другу Тагиру Камалову. 

«Скажу, что огромное число башкирских композиторов всю свою жизнь отдают служению во благо культуры республики. И конечно же, мы понимаем, что многие произведения могут быть исполнены и после жизни этих композиторов, - рассказал после концерта генеральный директор оркестра, народный артист Республики Башкортостан Артур Назиуллин. - Наша миссия как музыкантов неравнодушных к искусству в первую очередь, сделать так, чтобы донести этот труд до слушателей. 

-6

Важно отметить, что многие из башкирских композиторов широко известны своими замечательными песнями, к примеру, те же Абрар Габдрахманов или Салават Низаметдинов, но их симфонические опусы, к сожалению, звучат крайне редко. Благодаря абонементу «Золотые страницы башкирской музыки» Госоркестр имеет возможность открыть композитора как симфониста, охватив самые значимые симфонические произведения творчества, а также то, что никогда не исполнялось в Уфе».