Мона Лиза или Эммануэль

Что бы вы хотели увидеть в Париже первым: Джоконду в Лувре или кабаре Молен Руж?

На этот вопрос каждый, конечно, ответит по своему. Про эту дилемму я вспомнила, прочитав статью автора очень интересного канала Рукоделие со смыслом

Эта статья навеяла воспоминания сорокалетней давности.
Время моей студенческой молодости, которую я провела в Москве, пришлось на самые застойные и спокойные семидесятые годы. Какие это были годы плохие или хорошие, вопрос дискуссионный, и как мне кажется совершенно неактуальный. Я просто хочу сделать небольшие зарисовки из жизни и атмосферы тех лет.

Моя студенческая жизнь была наполнена романами Михаила Булгакова, песнями Булата Окуджавы, покупкой модной одежды у фарцовщиков, культом джинс и конечно песнями Аллы Пугачевы, музыкой ансамблей “Веселые ребята”, “Песняры”, “Машина времени”.

На бесконечных дискотеках, которые устраивались в нашем общежитии различными студенческими группами и землячествами, звучала музыка звездных зарубежных групп того времени: Boney M., Deep Purple, Pink Floyd и другие, всех перечислять не буду.

Кто-то наверное думает, что в СССР они были запрещены. Я об этом ничего не знаю. По телевизору их, конечно, не показывали, но на всех дискотеках они звучали совершенно свободно.

Это мы в стройотряде
Это мы в стройотряде

А по телевизору мы слышали о разрядке, о различных культурных обменах, в кинотеатрах шли замечательные французские и итальянские фильмы, правда, выехать, куда нибудь за пределы Союза было проблематично. Существовали, конечно, туристические поездки, но они были доступны далеко не всем. Тем не менее было ощущение, что мир стал слегка приоткрываться.

У одной моей подруги родственник работал в Министерстве внешней торговли, было раньше такое министерство. Юра, так его звали, был очень образованным интересным человеком, знающим языки. Он с семьей жил в Париже и работал на совместном советско-французском предприятии. Представляете, уже тогда были такие предприятия, но доля собственности в нем принадлежала, конечно, государству, а Юра был там наемным менеджером.
Это мы в институте. Редкая цветная фотография.
Это мы в институте. Редкая цветная фотография.

Но не буду углубляться в финансовую составляющую этой работы, расскажу, наконец, о том, что заявлено в заголовке статьи.

Юра жил по долгу службы между Москвой и Парижем и частенько забегал к моей подруге в наше общежитие. Конечно, он привозил нам различные мелкие сувениры, но ждали мы его всегда не столько из-за сувениров, сколько из-за замечательных рассказов о жизни в недосягаемом для нас Париже.

Тут опять придется сделать небольшое отступление, что бы рассказать еще об одном, даже не знаю как это назвать, явлении того времени. В СССР, как было заявлено значительно позже, на какой-то телевизионной программе seksa не было. Уж даже не знаю, как и дети тогда рождались, и гораздо лучше, чем сейчас. Но интерес к нему был большой.

Во Франции в 1974 году вышел эroticheskiy фильм Эммануэль, режиссером которого был Жюст Жакен. В СССР, его не показывали, но слухи и рассказы о нем доходили и до советских граждан. Мне особенно нравилась музыка из этого фильма, что долетала до нас из далекой Франции на магнитофонных кассетах.

И вот, в один из вечеров рассказов о Париже, кто-то задал вопрос об этом фильме и Юре.

Мона Лиза или Эммануэль
Мона Лиза или Эммануэль

Его реакция нас сначала удивила. Он всплеснул руками и сказал: только не это, я уже не могу ни говорить, ни видеть этот фильм.

Потом он пояснил: дело в том, что в его обязанности входила не только работа на предприятии, но и встреча различных проверяющих и других командировочных из Союза. Конечно, готовилась для них культурная программа.

Приезжают эти командировочные, Юра их встречает, размещает и озвучивает план мероприятий и культурную программу: Лувр, Джоконда, культурный центр Жоржа Помпиду....
Они все это выслушивают и говорят: да, да, конечно, обязательно, Лувр, Джоконда..., но сначала сводите нас в Молен Руж, Лидо и на фильм Эммануэль. До Лувра и Моны Лизы, часто дело уже не доходило.

Вот такие зарисовки из жизни в СССР.

Значительно позже, уже в девяностые годы, мы с мужем смотрели Эммануэль по какому-то ночному каналу телевидения. Эrotika, уже была для нас не новость, а вот музыка к этому фильму Мишеля Леграна мне очень нравиться до сих пор.

Хотела поставить вам послушать, но боюсь алгоритму ДЗЕНА это не понравиться, так что поищите ее сами, не пожалеете.

Ну а в Париже, тоже довелось побывать, но уже в 2000-е. Мы тогда гостили у моей подруге в Кельне и немного попутешествовали по Европе.
Поездка в Париж была на автобусе с экскурсионной группой, сформированной в Кельне из русскоязычных граждан.

Париж нас встретил очень холодным пасмурным утром. Автобус остановился у грандиозного здания Opera Garnier(Гранд-Опера в Париже).

Opera Garnier(Гранд-Опера в Париже). Фото из свободного доступа
Opera Garnier(Гранд-Опера в Париже). Фото из свободного доступа

Три незабываемых дня в Париже: Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), Елисейские поля, Монмартр, Площадь Звезды, Триумфальная арка, Вандомская колонна, Эйфелева башня, Версаль и конечно Лувр.

Париж прекрасен не только своей архитектурой, музеями, но и особенной атмосферой. Тут я конечно не оригинальна, все так говорят. Но у меня это переплеталось с моими какими-то уже забытыми мечтами студенческой молодости и реальной красотой великого города. Кстати, красную мельницу Молен Руж, мы тоже видели, но только через стекло автобуса.

Про все достопримечательности писать не буду, расскажу лишь о посещении Лувра.

Лувр. Главный экспонат это та, которая без рук - Венера Милосская.
Лувр. Главный экспонат это та, которая без рук - Венера Милосская.

И тут я сделаю еще одно отступление в далекое прошлое, а конкретно в мое счастливое детство.

Лет в 14, я впервые попала в Ленинград. Туда в летние каникулы на экскурсию ехала небольшая группа из нашей школы. Это был даже не мой класс, но мама сумела меня туда записать, так как Ленинград был ее любимым городом, и она непременно хотела, что бы я его увидела.

Я любила всякие поездки и с удовольствием отправилась на эту экскурсию. Ленинград меня ошеломил, я так же как и мама влюбилась в него навсегда. У нас была очень насыщенная культурная программа, нам захотели показать сразу все: Эрмитаж, Русский музей, Екатерининский дворец, Петергоф.

Попав в Эрмитаж, и впервые увидев живую живопись знаменитых художников, я утонула в этой необыкновенной красоте пейзажей, портретов, натюрмортов. А “Девятый вал” Айвазовского в Русском музее, просто накрыл меня с головой. Там я впервые почувствовала необыкновенное воздействие живой живописи на человека.
Я называю живой живописью именно оригинал картины, никакая репродукция не может передать того, что ты можешь увидеть и почувствовать, стоя перед произведением искусства.

С тех пор, я обожаю, всевозможные художественные выставки и непременно хожу в музеи живописи.

Вот и в Лувре, я прежде всего хотела увидеть коллекции старых европейских мастеров и конечно Джоконду Леонарда Да Винчи.

В Лувре собраны огромные коллекции древностей, артефакты со всего мира, один только зал Египта чего стоит. Такой огромный музей невозможно осмотреть за несколько часов, там надо поселиться на неделю, а может и больше. Поэтому мы наметили маршрут, в котором значительное место занимали залы с живописью, и конечным пунктом была Джоконда.

Мы еще искали работы французских импрессионистов, но в Лувре им отведен только небольшой зал. Основное собрание картин находится в музее Орсе в бывшем железнодорожном вокзале, в котором мы, к сожалению, не были.

Мы шли по бесконечным галереям Лувра, любуясь полотнами итальянских, испанских, французских художников.

И вот, наконец, пришли в зал, где выставлена всего одна картина. Близко к ней подойти невозможно. Картина закрыта пуленепробиваемым стеклом, а ограждение не дает посетителям подойти ближе. К тому же перед картиной стоит огромная толпа зрителей. Осторожно пробравшись в первый ряд, я остановилась перед картиной.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Это конечно всего лишь изображение из свободного доступа
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Это конечно всего лишь изображение из свободного доступа

Есть много версий, кто изображен на этом полотне. Самый распространенный вариант, это то, что на картине изображена жена продавца тканей Франческо дель Джокондо – Лиза Герардини и была написан Леонардо да Винчи примерно в 1503 – 1519 г.г

Я стояла перед картиной и на меня смотрела молодая женщина, слегка улыбаясь, своей загадочной улыбкой и в ее глазах отражалось внутреннее спокойствие и как мне показалось безмятежность и счастье. На фоне фантастического пейзажа, она смотрела на нас всех свысока, как будто удивляясь тому, что твориться вокруг нее.

Я не знаю в чем загадка этой картины, но мне кажется, великий Леонардо смог уловить и передать, в этом образе Лизы Герардини, именно внутренние спокойствие и ощущение счастья, которое так привлекает зрителей.

Кого-то это раздражает, потому что сами, раздираемы страстями, не могут быть счастливыми. Кто-то просто не понимает, что все нашли в этой, в общем-то, далеко не красавице.

А кому-то хочется, как и мне просто постоять и почувствовать тот поток счастливой энергии, который исходит от нее.

Спасибо всем, кто сумел дочитать до конца!

А уж если дочитали, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал!