Найти в Дзене
Вести: Приморье

Аллея Героев 155-ой гвардейской бригады морской пехоты ТОФ появится во Владивостоке

"Семейная среда" — наша новая рубрика и постоянный проект "ГТРК Владивосток" на целый Год Семьи. Каждую среду рассказываем новую историю. Сегодня о том, как рядом со взрослым постепенно растёт молодой художник. О том, каких героев они воплощают в глине, чтобы в конце концов отлить им памятники.

В сентябре 2023-го рядовой Дмитрий Егоров разгромил вражеский опорник, защищая попавших под обстрел, и остановил наступление.

Илья Топчий, член Союза художников РФ, скульптор: «Это какой-то Терминатор, ё-моё, нашего времени! И они ж рядом с нами».

Был смертельно ранен боец, так и не случилось на его груди "Золотой Звездочки". Теперь будет! Пока она в тоненьких руках Ники — старшей дочери приморского скульптора, Ильи Топчия. 12 лет девчонке с косичками.

Ника Топчий, дочь скульптора: «Мои косы слишком длинные, я их не просто назад откидываю, а прячу их под свою робу».

Ника может и станет монументалистом, как отец, но пока он доверяет ей детали. Важные: наградная группа, элементы одежды. Определённо, у неё есть талант! Откуда? А всё просто, рассказывает Илья, дело вовсе не в генах.

Илья Топчий, член Союза художников РФ, скульптор: «Это сейчас у нас с садиками попроще. А в своё время это была целая беда. Мама у нас работала. Везде и всюду Ника со мной».

На встречах с адмиралами, на пленэрах, на строительных лесах в океанариуме: Илья и ее оформлял. А три года назад Ника вместе с отцом работала уже над скульптурой героя Великой Отечественной — боевого лётчика Николая Острякова. Стоит он, провожая солнце, на проспекте собственного имени. И кто бы мог подумать, что отец и дочь создавали его безо всяких условий. С мастерскими во Владивостоке не густо.

Именно здесь, до Ильи, мы встречались с другим владивостоким скульптором, человеком сложным, но широкой души. Он создавал в этих стенах своего солдата — памятник вернувшимся с войны землякам. Чтобы отлить красиво, в бронзе, трёхметровую статую - пришлось Георгию Шароглазову отдавать свои сбрежения, искать спонсоров. А сейчас - целые аллеи героев заказывают. И пусть! И правильно!

Илья Топчий, скульптор: «Воспитываются на примерах вот этих вот людей. Они тоже такие же, ручки-ножки у них, всё простые люди. Но по каким-то причинам смогли переступить вот эту грань».

Смогли уйти в бессмертие, совершив подвиг, как якутский воин Дмитрий Егоров. В Уссурийске, делится Илья Топчий, суворовцы каждый день проходят вдоль аллеи из 12-ти героев, тоже его и Ники работа.

Илья Топчий: «Замедляют шаг, отдают честь им и мимо проходят строевым шагом»...

Семеро Геров Советского Союза и России друг за другом встанут на солнечном пригорке 155-ой гвардейской бригады морской пехоты. Её знает каждый владивостокский мальчишка. Да и девчонки тоже.

В семье скульпторов есть еще крошка-сестрёнка и рыжий кот. Им некогда пока разгуливать по Русской улице. Но со временем может быть и откроют двери в мастерскую. Здесь есть на что и на кого посмотреть. Первый гражданин Владивостока Яков Семёнов, Приморский военный губернатор Пётр Казакевич. А это, узнаёте? Акиро Куросава! Японцы заказали, а забирать испугались.

Илья Топчий, член Союза художников РФ, скульптор: «За фильм про Дерсу Узала он же получил "Оскара". И по сути, это и есть фильм про наш Медвежий угол».

В Приморье фильм помнят и режиссёра не забывают. Он из красного угла и теперь глядит, и дальше будет наблюдать, как работают владивостокские скульпторы, дочь и отец.

Ольга Катренко, Александр Астафьев, "Вести: Приморье"