Валерия Устинова
Менеджер по проектной работе АНО «ЦКДС «Немцы Алтая»
Виктория Грауэр
Менеджер АНО «ЦКДС «Немцы Алтая»
Фильм «Немцы Алтая. Жить и трудиться на родной земле» повествует об успешных алтайских фермерах из числа российских немцев и доступен зрителям на двух языках: русском и немецком. На момент подготовки материала русскоязычная версия фильма набрала на YouTube-канале более 260 тысяч просмотров (на данный момент – более 400 тысяч). Сотрудники Центра культурно-делового сотрудничества «Немцы Алтая» рассказывают, как можно использовать их видеоматериалы на встречах в клубах любителей немецкого языка.
В 2020-м мы сняли фильм об алтайских фермерах из числа российских немцев. Почему? Во-первых, Алтайский край – один из важнейших аграрных регионов России, существенное звено экономики Сибирского федерального округа. Регион находится на I месте в стране по размерам посевной площади зерновых и зернобобовых культур, он занимает высокие позиции по объему производства продуктов животноводства среди субъектов РФ. Во-вторых, на протяжении многих десятков лет в крае и далеко за его пределами звучат немецкие фамилии владельцев крупных фермерских и животноводческих хозяйств, играющих важную роль в развитии сельского хозяйства и укреплении экономики региона. Эти люди – олицетворение лучших немецких традиций и черт характера: надежности, трудолюбия, хозяйственности, упорства в достижении наилучших результатов в своем деле. Они являются заслуженными работниками сельского хозяйства, награждены медалями и почетными знаками, а их хозяйства признаны передовыми. В съемках принял участие Иван Иванович Лоор – депутат Государственной думы VII созыва, член комитета Госдумы по аграрным вопросам. Он делает экскурс в историю об освоении алтайских земель и вкладе немцев-переселенцев, рассказывает о современном состоянии сельского хозяйства на Алтае. Сами герои фильма в формате интервью делятся своим многолетним опытом, а также говорят об истории семьи, языке, традициях. Картина популяризирует вклад российских немцев в жизнь общества не только на современном этапе, но и в разрезе истории.
Фильм был создан по инициативе Центра культурно-делового сотрудничества «Немцы Алтая» в сотрудничестве с ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Алтай» и появился в Интернете в конце 2020 года, а через некоторое время вышла его немецкоязычная версия. Для более широкого охвата аудитории фильм был показан на краевом телевидении «Катунь 24».
Несмотря на то, что картина «Немцы Алтая» ярко отражает региональную специфику, она будет интересна представителям самоорганизации российских немцев по всей России. В большей степени лента рассчитана на зрителей среднего и старшего возраста, но может заинтересовать и студентов. В этнокультурных и языковых клубах при центрах немецкой культуры можно органиовать просмотр фильма на русском и немецком языках и поработать с ним.
За счет динамичной картинки, наличия сюжета, личной истории, эмоций сопереживания героям, заочным знакомством с их жизненным опытом, видеоматериалы способствуют лучшему усвоению информации, которую дает участникам ведущий клуба.
Можно использовать разные формы и методы работы. Например, дать участникам дополнительную информацию, касающуюся особенностей ведения сельского хозяйства у немцев-переселенцев, сложившихся традиций и обычаев. Участники могут сами найти материал о немцах-фермерах своего региона и подготовить небольшую справку о них. Можно поговорить о роде деятельности предков, обсудить, какие немецкие черты характера участники клуба находят в себе и своих близких. Можно выбрать ряд интересных высказываний из фильма и попытаться соотнести их с героями, которые их произнесли (например: «Деятельность любого предприятия, и в первую очередь его руководителя, должна оцениваться по одному-единственному показателю: насколько лучше стали жить его люди»). Можно предложить участникам темы для дискуссий, связанные с сельским хозяйством, жизнью в селе. Как заинтересовать молодое поколение жизнью в сельской местности? Побудить их трудиться на земле? Перспективно ли, на ваш взгляд, занятие фермерством?
Перед тем как продолжить делиться методическими рекомендациями по работе с фильмом на основе этнокультурного компонента, считаем необходимым вспомнить, как должна строиться работа с видеоматериалом на иностранном языке. Да, именно иностранном – несмотря на то, что для многих участников клубов любителей немецкого языка при центрах встреч немецкий является вторым родным языком, в контексте языковой работы мы используем методику изучения иностранного языка с опорой на первый родной. Степень опоры зависит от языкового уровня группы.
В настоящее время выделяют три этапа работы с видеоматериалом: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный. На каждом необходимо соблюдать принципы и основные идеи подходов к обучению иностранному языку. Так, например, при работе с видео-материалом «Немцы Алтая. Жить и трудиться на родной земле» будет реализован в первую очередь социокультурный подход, идея которого – изучение языка через культуру и культуры – через язык. Ведущими понятиями в этом случае будут «межкультурное общение» и «социокультурная компетенция». Из принципов в этом случае следует выделить принцип дидактической культуросообразности, диалога культур, доминирования проблемных культуроведческих заданий (Карманова Н.А., Садвокасова Л.А. Методика преподавания иностранного языка. Барнаул, 2017. С. 14).
Метод работы с фильмом ничем не отличается от метода работы с любым другим материалом и строится следующим образом:
• показ-демонстрация,
• организация самостоятельного поиска,
• организация тренировки,
• организация применения.
Данный метод работы применим в случае, если работу организует ведущий клуба. В случае если происходит самостоятельное обучение, ряд будет несколько отличаться:
• ознакомление,
• размышление (осмысление),
• тренировка,
• применение.
Важно отметить, что как при обучении под руководством ведущего клуба, так и при самостоятельном изучении на всех этапах работы важным компонентом является контроль.
При работе с видеоматериалом необходимо учитывать уровень коммуникативности упражнений и обязательно следовать от низкого уровня к высокому (Карманова Н.А., Садвокасова Л.А. Методика преподавания иностранного языка. Барнаул, 2017. С. 26.). Для более легкого восприятия информации мы расположили типы упражнений от низкого до высокого уровня коммуникативности с примерами:
- Восприятие информации – просмотр фрагмента видеоматериала «Немцы Алтая. Жить и трудиться на родной земле» с начала видео до 01:22. Устная проверка его понимания с помощью утверждений верно/неверно, тест множественного выбора по содержанию.
- Выполнение механических операций с языковым и речевым материалом – заполнение пропусков в монологах на основе прослушанного и увиденного материала, дополнение пропусков на основе инициирующих реплик. Использование «закрытых вопросов» (имеют только один ответ согласно содержанию).
- Выполнение физических действий – работа в группах со словами и другими лексическими составляющими, реакция на реплики ведущего мимикой либо жестами.
- Выбор заданной информации – работа в парах или малых группах. Просмотр фрагмента видео с целью его полного понимания. Обобщение лексики по теме Lebenslauf.
- Творческие упражнения – перекодирование информации из одной формы в другую. После просмотра фрагмента видео необходимо представить основную информацию в виде таблицы, схемы, рисунка. Например, предлагается в два столбика написать современные названия существующих/несуществующих населенных пунктов и то, как эту местность называли немцы поселения. Например, село Ровнополь – Ebenfeld, село Подснежное – Blumenort. Поиск данной информации трудоемок и требует особых усилий.
- Обмен информацией – работа в парах – двустороннее интервью, возможна работа в группе – организация дискуссий. Опора на предоставленный вокабуляр.
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭТАПАМ РАБОТЫ
На первом этапе необходимо узнать у участников, насколько близко они знакомы с темами Leben, Biographie, Lebensgeschichte. Важно отметить, что в контексте данных тем речь может идти не только о каком-то конкретном человеке, но и о целом народе или этнической группе. Преподаватель (ведущий) должен акцентировать внимание участников на истории жизни российских немцев. В данном случае возможна работа с карточками. Участникам предлагается рассмотреть карточки и предположить, о чем будет идти речь в фильме, а также выдвинуть свои варианты развития событий, ориентируясь на название фильма «Deutsche des Altaj: Leben und Schaffen im Heimatland».
На втором этапе участникам предлагается работа с печатным текстом с пропусками, на место которых необходимо вставить подходящие реплики из ячейки рядом с текстом. Видео просматривается два раза. На данном этапе возможна работа с общеизвестной лексикой со специфическими уточнениями из таблички слов первого задания.
Все упомянутые выше упражнения можно трансформировать под требуемый уровень языка участников. В заключение считаем важным подчеркнуть, что применение аутентичного видеоматериала будет успешным в том случае, если процесс контролируется ведущим, идет по заранее продуманному плану и соответствует целям и задачам каждого занятия (встречи) в отдельности.
1. Слова-спасатели к упражнению на восприятие информации:
- auf der Suche
- nach dem Aufruf
- der Besuch
- nach freiem Land
- aus dem Wolga Gebiet
- eigene Geschichte
- kein Schiсksal
- bedingungslos treu sein
Wortschatz „Lebenslauf“:
- der Lebenslauf, s, läufe – биография, резюме
- die Familie,,n – семья
- der Name, ns,n – имя, фамилия
- der Vorname,ns,n – имя
- der Nachname = der Familienname, ns, n – фамилия
- das Alter,s – возраст
- Berufstätig – работающий
- der Arbeiter,s, – рабочий
- studieren (-te,-t) h an Dat. – учиться (в вузе)
- arbeiten (-ete,-et) h als Nom. – работать кем-либо
- tätig sein als Nom. an Dat. – работать кем-либо где-либо
- den Haushalt führen (-te, -t) h – вести домашнее хозяйство
- sich verstehen (a,a) h mit Dat. auskommen (a,o) mit Dat. – ладить, иметь хорошие отношения с кем-либо
- kennen lernen (-te, -t) h Akk. – познакомиться с кем-либо
- (sich) vorstellen (-te,-t) h – представить(ся)
- bekannt machen (-te, -t) jn Akk. mit Dat. – познакомить.
3. Темы дискуссии:
- Welche Berufe sind heute in?
Welche Berufe sind gefragt und gut bezahlt? - Welche Berufe brauchen unsere Zeit und Kraft?
BiZ-Bote № 1/2022