В церковной вышивке никогда не использовали тамбурные стежки. Они не подходят для золотного шитья.
Но вот это исключение! Это же невероятная редкость! Это я искала все время в Храме Василия Блаженного в ноябре 2019 года, изучала различные экспонаты . Я очень люблю тамбурную вышивку и искала ее стежки в любой смешанной вышивке.
Тамбурные стежки на церковной пелене! По самому краю, в два ряда. Судя по их виду, понятно, что неудобно вышивать тамбуром, ведь это не шёлковая нить, а тонкая металлическая нить, вроде как тонкая проволочка, которую легче и экономнее прикрепить нитью на ткани.
Вот буквы так вышиты по канонам золотного шитья. Это тропарь, глас 4-й: "Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим" -- судя по надписи к музейному экспонату.
Могу фантазировать, что вышивать по краю доверили юной рукодельнице, которая то ли тоже обожала "мышиную тропу" (старинное название тамбурных стежков), как я, то ли умела лишь вышивать тамбуром. И не стали распускать, чтобы не испортить позолоченную проволочку. Так тамбурная церковная вышивка дожила до наших дней.
Ещё одна вышитая работа для церкви. Покров на раку святого Василия Блаженного.
Царица Ирина Годунова (1557-1603), сестра Бориса Годунова и супруга царя Фёдора І Иоанновича (сына Ивана Грозного), номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова.
-- Ткань-то явно не ручной работы, не нашего ткачества...
-- Да, ткань иностранная. Виден узор ткани.
-- Где они купили такую дорогую иностранную ткань для церковного рукоделия??
-- Скорее это из придворной одежды перешили и вышивали по полотну...
Следующий экспонат. Евангелие престольное. Я обратила внимание на закладку в книге.
-- А закладка как похожа на современную жесткую канву с вышивкой!
-- И правда, это из льна так ткали?? Про нее не писали.
Покровец с вышивкой.
-- Сколько времени вышивали такое чудо?
-- А узор немного напоминает современный рисунок с танглами...
Пример рисунка танглы
-- Ничто не ново под луною...
-- Так в старину это считалось богоугодным делом...
Стихарь, богослужебное облачение священно- и церковнослужителей, прямая, длинная, с широкими рукавами.
-- Как будто из лоскутков.
Если внимательно смотреть следующее фото, то можно заметить, что церковное облачение в верхней части буквально сшито из мелких лоскутков. Так берегли каждый лоскуток роскошной ткани.
-- Хоть и из лоскутков, а красиво все сочетается.
Ткани не отечественного производства, "заморские", китайские или европейские. Неужели для церковной одежды использовали недешевые импортные ткани? Конечно, на Руси исстари умели вышивать золотным шитьём.
-- До 18 века в России не ткали дорогие шелковые ткани. Разве что, эпизодически, в боярских усадьбах и то не подтверждено. Вышивка золотом, жемчугом, камнями процветала, но по привозным тканям. Я связываю это с отсутствием сырья для ткачества. По великому шелковому пути по суше выгоднее везти ткани, а по морю, как в страны Средиземноморья, можно везти и ткани, и нитки. Грузоподъёмность корабля выше, чем у каравана верблюдов. Поэтому у них появилось сырье в необходимом количестве для ткачества.
Из другого канала на Дзене "Вторая жизнь императорских платьев".
Коронационные платья по традиции сразу же после церемонии передавали на хранение в Оружейную палату Кремля, только поэтому они сохранились. А вот остальные наряды отдавали на благотворительность.
Из богатых парчовых и шелковых тканей, украшенных прекрасной вышивкой, шили церковное облачение.
Но императрица Александра Федоровна I - супруга Николая I - даже свое подвенечное платье отдала церкви. И в Эрмитаже можно увидеть фелонь - накидку священника - сшитую из него.
Слева - фелонь из платья Александры Федоровны. Справа - комбинированные варианты облачения.
Значит, не только вышивали золотным шитьём, но и давали вторую жизнь дорогой одежде. Очевидно, у аристократок не принято носить несколько раз парадное платье. И подвенечное платье второй раз не наденешь? А куда девать его, это по стоимости как в наше время автомобиль преимум-класса? Жертвовали платье церкви "для спасения души", а может понимали, как теперь, что надо чем-то жертвовать, чтобы не потерять ещё больше.
А все же зачем вышивали "для церкви"? Ведь вышивали не на продажу и не на приданое. Только ли из любви к этому виду рукоделия?
В книге Катя Коути, Кэрри Гринберг "Женщины викторианской Англии: от идеала до порока ":
Рукоделие помогало женщинам реализовать себя хоть в какой-то сфере, пусть и ограниченной, почувствовать себя творцом, похвастаться результатами труда.
Понятно, женщины из царской семьи не могли сидеть без дела и хотели бы руководить хоть в сфере рукоделия. И надо, чтобы это было "богоугодным делом", не для своего тщеславия "я самая лучшая рукодельница!".
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) «Боярыня рассматривает рисунок для вышивки» 1905 г. Рисунок на схеме явно на религиозную тему.
На картине изображена сцена из быта Руси XVI–XVII веков, которой художник придал лирическую окраску. Женщины, стоящие в центре, очевидно, высокого сословия, о чем свидетельствует их одежда и украшения, рассматривают полотно для вышивания с религиозным сюжетом.
Вышивка для церкви слишком дорогая -- золотные нити (до Ивана Грозного вышивали нитями из золота и серебра), драгоценные камни, жемчуг, "заморские" ткани из шелка, поэтому ею занимались обычно в царской мастерской. Или если это очень богатая боярыня. На этой картине это скорее всего мастерская боярыни, судя по девушке, занятой вышивкой с правой стороны.
Один из известных примеров. Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова, занималась вышивкой для церкви. Кадры из фильма "Борис Годунов" (СССР, 1986 г)
Не обязательно, чтобы сама царица вышивала все вещи в её мастерской. Может, под ее руководством вышивали, а она была дизайнером, как теперь говорят.
Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Спокойствие. (За вышиванием)», 1870-1880 г.г. Это знакомо тем вышивальщицам, которые медитируют над вышивкой.
Видите, вышивальный станок поставили одной стороной к окну для естественного освещения. Искусственного освещения ещё не было, а при свечах много ли сделаешь по большой поверхности в раме. Да и теперь говорят, что лучше вышивать при естественном свете, потому что при искусственном цвет мулине может измениться либо труднее вышивать темным мулине.
Как на этой странице из Энциклопедии Дидро 1763 года про мастерские по вышивке одежды.
А ещё? Чтобы не сидеть без дела!
Изощренное [сложное, утончённое] рукоделие осмыслялось как своеобразная форма аскезы для женщины.
Г.А..Федорова.
Это напоминает про западноевропейскую поговорку "idle hands are the Devil's workshop" (букв. "пустые руки — мастерская дьявола"). По мнению некоторых, эта поговорка происходит из Библии, книги Притчей, Глава 16 стих 27 (притчи 16: 27). Эти строки,возможно, вдохновили Святого Иеронима написать в конце IV века: "fac et aliquid operis, ut semper te diabolus inveniat occupatum", или “занимайтесь каким-нибудь делом, чтобы д*явол всегда находил вас занятым". То есть все равно надо занять чем-то руки, даже если вы аристократка и вам не нужно работать от зари до зари. Хоть изящным рукоделием, если не "простонародным" вязанием носков на продажу. И не обязательно на приданое -- это только крестьянские девки шили и вышивали приданое для будущего замужества.
А мы восхищаемся и удивляемся, как много вышивали -- так это не столько любовь к вышивке, не столько "потеха", сколько это настоящее дело, не только на приданое.