Найти в Дзене

МНЕ ВСЕ РАВНО - СТРАДАТЬ ИЛЬ НАСЛАЖДАТЬСЯ. Часть 2

В предыдущей статье мы остановились на том, как, унижаясь, ребенок поддерживает контакт со значимым для себя взрослым. 

Но вина, как и стыд, который маленький человек испытывает при унижении, как и злость, ярость и ненависть, неизбежно возникающие там, где нарушаются границы, невыносимы. Поэтому ребенок отщепляет их и проецирует на окружающий мир: «Это мир агрессивен. Это он хочет причинить мне боль и заставить меня страдать!». 

Но и это ещё не все острые зубья того капкана, в который попадает будущий мазохист. 

Двух-четырехлетний ребенок способен запомнить, как ломали его волю, и чувствовать желание отомстить за это. Как он может отомстить? Лишив их удовольствия так же, как они лишили его! Вот только он запретил себе злиться на тех, кто непосредственно приложил к этому руку, но он может бороться с теми, в ком видит и чувствует агрессию, и отомстить им, просто сместив фокус своей агрессии на объекты, привязанность которых потерять не так страшно. 

Кроме того, ребенок в этом возрасте способен заметить и понять, что там, где взрослый не смог справиться, он, ребенок – справился. Да - манипулятивными способами, да - унижаясь, услуживая, отказываясь от себя, но он выживает, обеспечивая себе более-менее сносные условия существования. Унижаясь, он захватывает над взрослым власть и контролирует его эмоциональное состояние. И это вызывает у маленького человека гордость и даже удовольствие. Эти чувства находятся вне осознавания, и ребенок избегает их с помощью вины и наказания, но он испытывает превосходство, что власть и контроль у него, что он сильнее, потому что способен выносить и терпеть то, что многие не способны. Но превосходство и связанное с ним удовольствие может прервать контакт со значимым взрослым. Следовательно, нужно как-то себя наказать - обесценить или унизиться, лишь бы остаться в страдании и недовольстве. 

Чтобы поддерживать свой статус-кво – постоянно униженное и страдающее состояние, точнее - чтобы поддерживать привычную форму контакта с окружающим миром, человек с мазохистским складом характера и создает массу ситуаций, в результате которых он выглядит страдальцем и мучеником. Причем, чаще всего, это какие-то совершенно мелкие события - забыл, не успел, случайно уронил, сломал, промахнулся, бросил вскользь фразу о том, как все у него плохо, поныл мимоходом, как ему тяжело, повздыхал, посмотрел со страдающим видом вдаль. Настолько мелкие и разрозненные, что их бывает сложно связать воедино. Но все вместе они создают фон вечного неудовольствия, к которому добавляется сквозящее сквозь все страдания превосходство – никто не страдает больше, чем он, ни к кому жизнь не относиться настолько несправедливо, как к нему, но он способен выносить и терпеть, терпеть, терпеть. Все это сквозит в фоне невыносимым напряжением, поэтому находиться рядом с таким человеком достаточно тяжело. 

И если не выдержать и сказать ему об этом, то можно нарваться на взрыв гнева. Он никогда не примет на себя ответственность за то, что страдать - это его выбор. Хотя, собственно, раздражения в свой адрес он и ждет, чтобы быть наказанным за свою гордость, и получить подтверждение свой правоты - окружающий мир опасен и агрессивен. И выживать в нем можно только страдая, унижаясь заранее, чтобы было не так больно, когда вдруг снова унизят. Поэтому если вы вдруг решите предложить ему помощь, то она будет не менее гневно отвергнута – такой человек не может довериться и стать уязвимым. Да и не верит он, что существует какой-то иной мир, в котором нет страданий. 

При этом насилие как таковое, тягу к которому вменяют мазохистам, не является целью такого человека. Насилие, как и секс, только помогает более интенсивному высвобождению подавленных чувств, особенно теплых – жалости, нежности. Ну и, в конце концов, если мазохист достигнет высшей степени унижения и боли и не выдержит, то это только поможет ему окончательно и бесповоротно наказать агрессора («Вот я умру, и вы все ещё пожалеете!»). 

 

Вот в таком замкнутом кругу между удовольствием, виной, наказанием, злостью, стремлением освободиться и отомстить, снова быть наказанным и страдать, сохраняя таким образом привязанность, и живет мазохистская личность. Причем не обязательно в отношениях с людьми. Такой человек может смиряться и терпеть все, что угодно - некомфортную работу, некомфортные условия жизни, терпеть то, что «дано судьбой», даже не пытаясь что-либо менять, не проявляя никакой инициативы, так как все безнадежно, и он это заслужил. 

 

Выход из этого состояния только один – через присвоение ответственности за собственную агрессию и за свой выбор страдать. Но этот путь сложный, и его трудно пройти в одиночку, так как одна из наиболее важных опор на этом пути – это восстановление способности доверять, а её можно найти только в контакте с другим человеком. 

Да, не всем нам повезло, и многим приходилось в жизни сталкиваться с агрессивными людьми, не считавшимися с человеческой личностью и её правами и решавшими свои проблемы за чужой счет. В этом много печали, потому что каждый человек, приходящий в этот мир, имеет право на любовь, заботу, внимание, принятие и признание, но далеко не каждый их получает. Но если уж и говорить о мести, то самой лучшей местью тем, кто отнимает у человека право на жизнь, это перестать жить их жизнь, по их правилам, и начать жить свою собственную. 

 

© Юлия Ивлева 

 

#психология #гештальт #обесценивание #разочарование #страх #стыд #потребности #нарциссизм #унижение #достоинство #мазохизм #страдание